бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

ФТД.В.02 ФТД: Основы поликультурного образования, 1 семестр

М-1272, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5) Знает актуальные направления и проблемы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий знаниевый
Владеет методами и приемами, средствами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий ориентировочный
Умеет обосновать выбор форм и методов, средств взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий .Умеет отбирать методы, формы и средства для мероприятий в рамках поликультурного образования операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной готовности магистрантов к осознанному отбору методов, средств и форм поликультурного образования детей дошкольного возраста

Задачи

  1. сформировать понятие о методологических основах поликультурного образования
  2. научить обосновывать отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию в ДО в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методологические основы поликультурного образования сформировать понятие о методологических основах поликультурного образования знание теоретических основ организации поликультурного образования; умение выделять требования к организации и реализации поликультурного образования в ДО
  • Сущность поликультурного образования
  • Система поликультурного образования в России и зарубежом
Модуль 2. Проектирование мероприятий по поликультурному образованию научить обосновывать отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию в соответствии с решаемой профессиональной задачей; проектировать мероприятия по поликультурному образованию в ДО обоснованный отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию детей дошкольного возраста; проектирование мероприятий по поликультурного образования для ДО
  • Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста
  • Особенности проектирования мероприятий по поликультурного образования детей дошкольного возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность поликультурного образования Лекция 2.0 1
2 Система поликультурного образования в России и зарубежом Лекция 2.0 1
3 Система поликультурного образования в России и зарубежом Практическая работа 2.0 1
4 Сущность поликультурного образования Самостоятельное изучение 8.0 1
5 Рубежныйтконтроль модуль 1 Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 2
6 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 3
7 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 3
8 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 3
9 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение 14.0 3
10 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 3
11 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Практическая работа 2.0 4
12 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Практическая работа 2.0 4
13 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Индивидуальная работа 2.0 4
14 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Самостоятельное изучение 14.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность поликультурного образования Лекция описывает общие основы возникновения и становления идей поликультурного образования как научной теории Воспроизведение
анализирует возникновение, развитие и современное состояние проблем культуры межнационального общения в мире и РФ Применение
описывает цели и задачи поликультурного образования Воспроизведение
2 Система поликультурного образования в России и зарубежом Лекция описывает принципы поликультурного образования Применение
выделяет критерии анализа опыта поликультурного образования Применение
описывает особенности культуры межнационального общения как основы социально-педагогической деятельности. Воспроизведение
3 Система поликультурного образования в России и зарубежом Практическая работа отбирает методы и приемы, средства организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
анализирует международный опыт поликультурного образования в Росии и зарубежом Применение
выделяет особенности возникновения, развития и современное состояние проблем культуры межнационального общения в мире и РФ Применение
4 Сущность поликультурного образования Самостоятельное изучение обосновывает пути обновления современного поликультурного образования Применение
определяет основные требования к планированию поликультурного образования в начальной школе на основе преемственности исходя из требований федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , Федерального закона «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО Воспроизведение
5 Рубежныйтконтроль модуль 1 Минизачет (программы с 2019 г.) обосновывает пути обновления современного поликультурного образования Применение
выделяет критерии анализа опыта поликультурного образования Применение
анализирует международный опыт поликультурного образования в Росии и зарубежом Применение
6 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Практическая работа выделяет критерии для отбора методов для поликультурного образования детей дошкольного возраста Применение
выделяет критерии для отбора средств для поликультурного образования детей дошкольного возраста Применение
7 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Практическая работа выделяет виды затруднений учителя начальной школы при отборе форм, методов и средств поликультурного образования детей дошкольного возраста Воспроизведение
обосновывает отбор средств, методов и форм для мероприятий по поликультурномй образованию в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
8 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) выделяет виды затруднений учителя начальной школы при отборе форм, методов и средств поликультурного образования детей дошкольного возраста Воспроизведение
обосновывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей дошкольного возраста Применение
осуществляет отбор средств, методов и форм для мероприятия по поликультурному образованюя в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
9 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение выделяет критерии для отбора форм мероприятий для поликультурного образования детей дошкольного возраста Применение
10 Формы, методы и средства поликультурного образования детей дошкольного возраста Индивидуальная работа выделяет виды затруднений учителя начальной школы при отборе форм, методов и средств поликультурного образования детей дошкольного возраста Воспроизведение
11 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Практическая работа описывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей дошкольного возраста Воспроизведение
обосновывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей дошкольного возраста Применение
12 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Практическая работа обоснованно отбирает содержание мероприятий по поликультурному образованюя детей дошкольного возраста в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
разрабатывает конспект мероприятия по поликультурному образованию дошкольников Творчество
осуществляет отбор средств, методов и форм для мероприятия по поликультурному образованюя в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
13 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Индивидуальная работа описывает группы условий реализации мероприятий по поликультурному образованию в ДО (организационное обеспечение, нормативное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение и др.) Применение
14 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в ДО Самостоятельное изучение обосновывает цели и задачи мероприятия по поликультурному образованию в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение

Литература

Основная

  1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО : учебное пособие : [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с. : ил. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598995 (дата обращения: 17.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1669-3. – DOI 10.23681/598995. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме : учебник и практикум для вузов / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 257 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00645-2. — URL: https://urait.ru/bcode/468812 (дата обращения: 08.11.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие по дисциплине "Культурология" / А. П. Садохин . - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2017. - 253, [1] c
  4. Тимашева, О. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие / О. В. Тимашева. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 190, [2] с.
  5. Ткаченко, Н.В. Психологическое сопровождение поликультурного образования : монография / Н.В. Ткаченко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МПГУ, 2016. - 116 с. : ил. - Библиогр.: с. 80-83. - ISBN 978-5-4263-0265-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471537

Дополнительная

  1. Крысько, В. Г. Этническая психология : учебник для вузов / В. Г. Крысько. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00800-5. — URL: https://urait.ru/bcode/469056 (дата обращения: 08.11.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02318-3. — URL: https://urait.ru/bcode/469101 (дата обращения: 08.11.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Основы межэтнических коммуникаций : учеб.-метод. пособие в модул. технологии / А. Б. Панченко, Е. А. Гаврисенко, В. В. Медведев ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджетное учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2018. - 112, [2] с. : ил. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/684001/info . – Текст: непосредственный.
  4. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева [и др.]; С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева [и др.] ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Фак. психологии и педагогики, Каф. теории и методики дошк. и нач. образования. - 4-е изд., испр. и доп. - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2019. - 230, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/708260/info. – Текст: непосредственный
  5. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15314-9. — — URL: https://urait.ru/bcode/488271 (дата обращения: 08.11.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Образование в современном поликультурном мире : учеб. пособие / Е. Ю. Рогачева [и др.] ; под ред. проф. Е. Ю. Рогачевой ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 135 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://net.knigi-x.ru/24kulturologiya/262714-1-obrazovanie-sovremennom-polikulturnom-mire-uchebnoe-posobie-pod-redakciey-professora-rogachevoy-vladimir-2014-udk.php
  2. Осколова, Т. Л. Эволюция национальной идентичности в образовательной парадигме Австралии и США: путь от ассимиляции к мульти-культурализму // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-natsionalnoy-identichnosti-v-obrazovatelnoy-paradigme-avstralii-i-ssha-put-ot-assimilyatsii-k-multi-kulturalizmu

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 23, [1].
  2. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон с изм. на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 141, [2] с.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа ФТД 2. Основы поликультурного образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.