бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 25 октября 2013 г.
О.Н. Стафеев декан факультета

М1.Б.3 Методология и технология психолого-педагогического исследования, 1 семестр

М-3071, 050100.68, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

формирование мировоззренческо-методологической общенаучной компетенции магистранта в области педагогических наук, готовности к научным исследованиям; изучение методологических принципов, парадигм, познавательных моделей, подходов и методов, используемых для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний.

Задачи

  1. Сформировать знания о методологических основах психолого-педагогического исследования
  2. Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов исследования в профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22,0 ч. (30,56%)
Контроль самостоятельной работы 0 ч.
Самостоятельная работа студента 51,0 ч. (70,83%)
Процент выполнения нагрузки 101,39%
Индивидуальная работа со студентами 3,5 ч. из 3,0 ч.
Часов в неделю 1,38 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Сформировать знания о методологических основах психолого-педагогического исследования
  • Система образования РФ
  • Методология педагогики как наука
Модуль 2 Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов исследования в профессиональной деятельности
  • Методы психолого-педагогических исследований
  • Методология диссертационного исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар 4,0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 2
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 3
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Семинар 2,0 4
6 Теоретические методы исследования Семинар 2,0 5
7 Эмпирические методы исследования Семинар 4,0 6
8 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 2,0 7
9 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 2,0 7
10 Эмпирические методы исследования Индивидуальная работа 1,0 8
11 Методология диссертационного исследования Семинар 2,0 9
12 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 2,0 10
13 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 2,0 11
14 Методология диссертационного исследования Индивидуальная работа 1,0 12
15 Теоретические характеристики педагогических технологий Семинар 2,0 13
16 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар 4,0 14
17 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 15
18 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 15
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 16
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа 1,5 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар Знание особенностей развития отечественной системы образования. Узнавание
Умения определять основные тенденции реформирования образования РФ Воспроизведение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Узнавание
Умения определять основные тенденции реформирования образования РФ Воспроизведение
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Узнавание
Умения определять основные тенденции реформирования образования РФ Воспроизведение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар Сформированность знаний об основных положениях методологии педагогики, функциях и уровнях методологии, методологических подходах, источниках методологического обеспечения Воспроизведение
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Семинар Сформированность знаний об основных положениях методологии педагогики, функциях и уровнях методологии, методологических подходах, источниках методологического обеспечения Воспроизведение
6 Теоретические методы исследования Семинар Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Узнавание
Сформированность умений применять раздичные методы в диссертационном исследовании Применение
7 Эмпирические методы исследования Семинар Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Узнавание
Сформированность умений применять раздичные методы в диссертационном исследовании Применение
8 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Узнавание
Сформированность умений применять раздичные методы в диссертационном исследовании Применение
9 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Узнавание
Сформированность умений применять раздичные методы в диссертационном исследовании Применение
10 Эмпирические методы исследования Индивидуальная работа Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Узнавание
Сформированность умений применять раздичные методы в диссертационном исследовании Применение
11 Методология диссертационного исследования Семинар Узнавание
12 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Узнавание
13 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Узнавание
14 Методология диссертационного исследования Индивидуальная работа Узнавание
15 Теоретические характеристики педагогических технологий Семинар Узнавание
16 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар Узнавание
17 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение Узнавание
18 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение Узнавание
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение Узнавание
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа Узнавание

Литература

Основная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Введение в педагогическое исследование: учеб.-метод. рекомендации / Сургут. гос. пед. ин-т; сост. Н.Н. Ставринова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  6. Климкина, Е.В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие / Е.В. Климкина; Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М.: [Рос. гос. гуманитар. ун-т], 2008. – 210, [2] с.
  7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  8. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  9. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогичесакие диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2011. № 3. – С. 69-83.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  2. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  3. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  4. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т / Рос. Акад. Образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании; под ред. З.И. Равкина. – М: [б. и.], 1994. – 186 с.
  5. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm
  4. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  6. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

Учебно-методические материалы