бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 28, 2014
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 29, 2014

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 4 семестр

Б-2022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

- усвоение будущими учителями основ технологии целостного педагогического процесса; - формирование представлений о современных психолого-педагогических теориях и технологиях, реализующихся в начальной школе; развитие осознанного отношения к их выбору; - ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами педагогики, способствующих становлению профессионального мастерства будущих специалистов; - ознакомление с основными развивающими технологиями и концепциями в начальном звене обучения; - разработка и создание дидактических условий к подготовке будущего учителя начальных классов к овладению технологиями развивающего обучения; формирование педагогического мастерства.

Задачи

  1. формирование представлений о психологическом обосновании специфики образовательного процесса начальной школе
  2. вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий;
  3. формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика;
  4. формировать умения применять педагогические технологии в начальной школе; обеспечить понимание и основу сознательного выбора будущими педагогами концепции воспитания, обучения и развития младших школьников в своей педагогической деятельности;
  5. выработка умений по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий;
  6. формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 26.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 11.5 ч.
Часов в неделю 2.33 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы формировать представление о психологическом основе специфике образовательного процесса в начальной школе Соотносит фактический материал содержания начального образования с соответствующими психологическими теориями
  • Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
  • Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
  • Психологические основы типов обучения
Модуль 2. Сущность педагогической технологии вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий; Объясняет сущность педагогических технологий
  • Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании
  • Сущность технологии обучения
  • Конструирование технологии обучения
Модуль 3. Педагогика развивающего обучения. Теоретические основы технологии развивающего обучения формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика; Описывает теоретические основы технологии развивающего обучения
  • Сущность развивающего обучения
  • Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
  • Технология деятельностного метода обучения
  • Проектирование образовательной деятельности (уроков)
Модуль 4. Технология осуществления педагогического процесса формировать умения применять педагогические технологии в начальной школе; обеспечить понимание и основу сознательного выбора будущими педагогами концепции воспитания, обучения и развития младших школьников в своей педагогической деятельности; Демонстрирует правильное применение педагогических технологий в своей педагогической деятельности в зависимости от конкретных условий
  • Методика педагогической диагностики
  • Формулирование целей педагогического процесса
  • Проектирование форм организации обучения
Модуль 5. Педагогические технологии обучения выработать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных технологий обучения Анализирует решение педагогических задач в рамках разнообразных технологий обучения
  • Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение)
  • Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение)
  • Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение)
  • Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда
  • Технология проектного обучения
  • Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления)
  • Активные методы обучения
Модуль 6. Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика Видит ошибки и упущения в логике рассуждения при реализации технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и учиника
  • Педагогика сотрудничества
  • Индивидуализация и дифференциация в обучении
  • Технологии педагогического взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция 2.0 1
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Практическая работа 2.0 1
3 Психологические основы типов обучения Лекция 2.0 2
4 Сущность технологии обучения Семинар 2.0 2
5 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа 2.0 3
6 Сущность развивающего обучения Другое 2.0 3
7 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар 2.0 4
8 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа 2.0 4
9 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар 2.0 5
10 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа 2.0 5
11 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар 2.0 6
12 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа 2.0 6
13 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа 2.0 7
14 Рубежный контроль Вариативное задание 2.0 7
15 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар 2.0 8
16 Формулирование целей педагогического процесса Конференция 2.0 8
17 Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Индивидуальная работа 2.0 9
18 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар 2.0 9
19 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар 2.0 10
20 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Семинар 2.0 10
21 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар 2.0 11
22 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар 2.0 11
23 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар 2.0 12
24 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар 2.0 12
25 Активные методы обучения. Семинар 2.0 14
26 Активные методы обучения. Индивидуальная работа 2.0 14
27 Технологии оценивания достижений учащихся Конференция 2.0 15
28 Рубежный контроль Другое 2.0 16
29 Технология проектного обучения. Другое 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Практическая работа Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает в общих чертах психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
3 Психологические основы типов обучения Лекция Демонстрирует понимание достоинств и недостатков основных типов обучения Применение
4 Сущность технологии обучения Семинар Анализируют дидактические основы технологий обучения Воспроизведение
Дает определение Узнавание
Описывают стуктуру педагогических технологий Воспроизведение
5 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа Описывают технологический подход к обучению Воспроизведение
6 Сущность развивающего обучения Другое Дают определение Узнавание
Описывают основные характеристики Воспроизведение
7 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар Описывают этапы формирования умственных действий. Воспроизведение
Выделяют сильные и слабые стороны теории Применение
8 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа Иллюстрируют примерами каждый этап формирования умственных действий Применение
9 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар Иллюстрируют примерами дидактические принципы СРО Л.В.Занкова Применение
Демонстрируют на примерах знаниеособенностей внедрения СРО Л.В.Занкова Применение
10 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа Демонстрируют на примерах знаниеособенностей внедрения СРО Л.В.Занкова Применение
11 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар Описывают предпосылки создания данной СРО Применение
Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
12 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
13 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа Выделяет причинно-следственные связи ведущего вида деятельности от возраста учащихся Воспроизведение
14 Рубежный контроль Вариативное задание Выделяют сильные и слабые стороны теории Применение
Иллюстрируют примерами дидактические принципы СРО Л.В.Занкова Применение
Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
15 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар Описвает реализацию деятельностного подхода к обучению Воспроизведение
Разрабатывает технологические карты урока Применение
16 Формулирование целей педагогического процесса Конференция Оценивает значимость и коррекность целей обучения в конкретных условиях Узнавание
17 Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Индивидуальная работа Описывают психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Воспроизведение
18 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар Демонстрирует правильное примениение организационных форм обучения в зависимости от целей обучения Применение
19 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар Соотносят фактический материал с теорией Воспроизведение
20 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Семинар Анализируют положительные и отрицательные аспекты модульного обучения Применение
21 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар Оценивает положительные и отрицательные стороны интегрального обучения Применение
22 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар Дают определения Узнавание
23 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар Описвает реализацию деятельностного подхода к обучению Воспроизведение
24 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар Описывают приемы формирования критического мышления у младших школьников на уроке Применение
25 Активные методы обучения. Семинар Оценивают положительные и отрицательные аспекты активных методов обучения Применение
Соотносит фактический материал по реализации технологии педагогического взаимодействия с теорией Воспроизведение
26 Активные методы обучения. Индивидуальная работа Соотносит фактический материал по реализации технологии педагогического взаимодействия с теорией Воспроизведение
27 Технологии оценивания достижений учащихся Конференция Подбирает и оценивает педагогические диагностики планируемых результатов обучения Применение
28 Рубежный контроль Другое Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает в общих чертах психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
29 Технология проектного обучения. Другое Соотносит фактический материал по реализации технологии педагогического взаимодействия с теорией Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика" / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009.
  2. Педагогика : учеб. для бакалавров, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л.С. Подымова и др.] ; Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина . - М. : Юрайт, 2012

Дополнительная

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  2. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [и др.] : МарТ, 2006.
  3. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
  4. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
  5. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81
  6. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008.
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Цифровые ресурсы

  1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогич
  3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562

Источники

Учебно-методические материалы