бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 19 декабря 2014 г.
В.В. Толмачева декан факультета

В.3.4 Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования, 1 семестр

Б-1021, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); Знание педагогические и психологические основы организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности. знаниевый
Владение общей схемой целеполагания и планирования взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; ориентировочный
Умение осуществлять целеполагание и планирование организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; операциональный
анализ собственной деятельности по решению данной профессиональной задачи. опыт
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); Знание содержания понятия профессиональное саморазвитие знаниевый
Умение строить схему действий субъекта деятельности - профессиональной, коммуникативной, саморазвития, рынка труда и т.д. ориентировочный
Опыт построения собственной деятельности как субъектной - субъекта профессиональной деятельности опыт
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения(ПК-2); Знает инновационные технологии обучения и развития в начальном образовании. знаниевый
Понимает значимость применения в начальном образования определённых технологий обучения, ориентируется в них. ориентировочный
Умеет анализировать особенности технологий обучения, проектировать их реализацию. операциональный
Имеет опыт реализации технологий обучения в начальном образовании. опыт
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); Знание особенности профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. знаниевый
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-12). Знание сущности понятия «обучение», особенности его реализации в начальной школе знаниевый
Понимание значения психологических и педагогических аспектов обучения, их взаимосвязи Владение логической схемой изучения обучения как процесса ориентировочный
Умение выявлять взаимосвязь психологических и педагогических аспектов обучения Умение выделять структурные компоненты процесса обучения и их взаимосвязь операциональный
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса(ПК-4); Знает содержание, особенности, требования ФГОС НОО 2 поколения. знаниевый
Ориентируется в содержании, особенностях, требованиях ФГОС НОО 2 поколения. ориентировочный
Умеет опираться на содержание, требования ФГОС НОО 2 поколения при проектировании образовательного процесса в начальной школе. операциональный
Имеет опыт проектирования образовательного процесса в начальной школе с учётом содержания, требований ФГОС НОО 2 поколения. (КР, ВКР, практика) опыт

Цели изучения дисциплины

- усвоение будущими учителями основ технологии целостного педагогического процесса; - формирование представлений о современных психолого-педагогических теориях и технологиях, реализующихся в начальной школе; развитие осознанного отношения к их выбору; - ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами педагогики, способствующих становлению профессионального мастерства будущих специалистов; - ознакомление с основными развивающими технологиями и концепциями в начальном звене обучения; - разработка и создание дидактических условий к подготовке будущего учителя начальных классов к овладению технологиями развивающего обучения; формирование педагогического мастерства.

Задачи

  1. выработка умений по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий;
  2. формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика;

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 18,0 ч.
Самостоятельная работа студента 87,0 ч. (60,42%)
Процент выполнения нагрузки 100,69%
Индивидуальная работа со студентами 21,0 ч. из 19 ч.
Часов в неделю 3,87 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Научно-теоретические основы инновационных педагогических технологий в НОО Формировать психолого-педагогические основы использования инновационных педагогических технологий в НОО Владеет критериями оценки инновационных педагогических технологий
  • Педагогические инновации
  • Технологическая компетентность учителя
  • Психолого-педагогический контекст инноваций в НОО
Модуль 2. Теоретико-методологические основы инновационных педагогических технологий Формировать представление о процессуальных основах использования инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе школы первой ступени. Умеет отбирать инновационные педагогические технологи обучения и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО и требованиямт предметной области.
  • Инновационные технологии обучения: классификации
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Игровые технологии
  • Интерактивные технологии обучения
  • Технология коммуникативного обучения
  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • Ситуативный анализ (кейсовая технология)
  • Технология решения изобретательских задач
  • Инновационные технологии воспитания
  • Здоровьесберегающие технологии в НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогические инновации Лекция 2,0 1
2 Психолого-педагогический контекст инноваций в НОО Семинар 2,0 1
3 Психолого-педагогический контекст инноваций в НОО Индивидуальная работа 2,0 1
4 Технологическая компетентность учителя Семинар 2,0 2
5 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа 2,0 2
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет 2,0 2
7 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция 2,0 3
8 Инновационные технологии обучения: классификации Индивидуальная работа 2,0 3
9 Личностно-ориентированное обучение Лекция 2,0 3
10 Личностно-ориентированное обучение Семинар 2,0 4
11 Личностно-ориентированное обучение Семинар 2,0 4
12 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа 2,0 4
13 Игровые технологии Конференция 2,0 5
14 Игровые технологии Семинар 2,0 5
15 Интерактивные технологии обучения Конференция 2,0 6
16 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа 2,0 6
17 Игровые технологии Индивидуальная работа 2,0 6
18 Технология коммуникативного обучения Семинар 2,0 7
19 Технология коммуникативного обучения Конференция 2,0 7
20 Интерактивные технологии обучения Семинар 2,0 7
21 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа 2,0 8
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция 2,0 8
23 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 8
24 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа 2,0 9
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция 2,0 9
26 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 9
27 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар 2,0 10
28 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет 2,0 10
29 Технология решения изобретательских задач Лекция 2,0 10
30 Технология решения изобретательских задач Конференция 2,0 11
31 Технология решения изобретательских задач Семинар 2,0 11
32 Инновационные технологии воспитания Конференция 2,0 11
33 Инновационные технологии воспитания Лекция 2,0 12
34 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа 1,0 12
35 Инновационные технологии воспитания Семинар 2,0 12
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция 2,0 13
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 13
38 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 14
39 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое 2,0 14
40 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогические инновации Лекция Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
2 Психолого-педагогический контекст инноваций в НОО Семинар Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
3 Психолого-педагогический контекст инноваций в НОО Индивидуальная работа Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
4 Технологическая компетентность учителя Семинар Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
5 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
7 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция Знание инновационных дидактических систем в НОО Узнавание
Описывать инновационный потенциал дидактических идей отечественных ученых и учителей- Воспроизведение
8 Инновационные технологии обучения: классификации Индивидуальная работа Знание инновационных дидактических систем в НОО Узнавание
Описывать инновационный потенциал дидактических идей отечественных ученых и учителей- Воспроизведение
9 Личностно-ориентированное обучение Лекция Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка). Воспроизведение
Анализ концепций личностно-ориентированного обучения Воспроизведение
10 Личностно-ориентированное обучение Семинар Проектировать личностно-ориентированный классный чс Применение
11 Личностно-ориентированное обучение Семинар Проектировать личностно-ориентированный урок Применение
12 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа Проектировать личностно-ориентированный урок Применение
13 Игровые технологии Конференция знать сущность и функции игры и игровой деятельности Узнавание
знать классификация игр. Воспроизведение
14 Игровые технологии Семинар умение выделить слагаемые игровых технологий Воспроизведение
умение обосновать необходимость использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе НОО Применение
15 Интерактивные технологии обучения Конференция Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием интерактивных технологий Применение
Знает формы интерактивного обучения Узнавание
16 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа Знает общее описание интерактивных технологий Узнавание
Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием интерактивных технологий Применение
Знает формы интерактивного обучения Узнавание
17 Игровые технологии Индивидуальная работа знать сущность и функции игры и игровой деятельности Узнавание
знать классификация игр. Воспроизведение
умение выделить слагаемые игровых технологий Воспроизведение
умение обосновать необходимость использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе НОО Применение
18 Технология коммуникативного обучения Семинар Знает концептуальные положения технологии коммуникативного обучения Узнавание
Описывает классификационные параметры технологии коммуникативного обучения Воспроизведение
19 Технология коммуникативного обучения Конференция Описывает классификационные параметры технологии коммуникативного обучения Воспроизведение
20 Интерактивные технологии обучения Семинар Знает общее описание интерактивных технологий Узнавание
21 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии коммуникативного обучения Применение
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция Знает концептуальные положения технологии коммуникативного обучения Узнавание
23 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Описывает классификационные параметры технологии дифференцированного обучения обучения Узнавание
Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии дифференцированного обучения Узнавание
24 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии дифференцированного обучения Узнавание
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция Знает концептуальные положения кейсовой технологии обучения Узнавание
26 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии дифференцированного обучения Узнавание
27 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар Описывает классификационные параметры технологии ситуативного анализа Воспроизведение
28 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет Знает концептуальные положения кейсовой технологии обучения Узнавание
Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием кейсовой технологии Применение
29 Технология решения изобретательских задач Лекция Знает концептуальные положения ТРИЗ Узнавание
30 Технология решения изобретательских задач Конференция Описывает классификационные параметры ТРИЗ Воспроизведение
31 Технология решения изобретательских задач Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием ТРИЗ Применение
32 Инновационные технологии воспитания Конференция Умеет анализировать особенности инновационных технологий воспитания младших школьников Применение
33 Инновационные технологии воспитания Лекция умеет планировать реализацию инновационных технологий воспитания в НОО Применение
34 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа Знает особенности воспитания детей младшего школьного возраста Узнавание
Умеет анализировать особенности инновационных технологий воспитания младших школьников Применение
умеет планировать реализацию инновационных технологий воспитания в НОО Применение
35 Инновационные технологии воспитания Семинар Знает особенности воспитания детей младшего школьного возраста Узнавание
Умеет анализировать особенности инновационных технологий воспитания младших школьников Применение
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция Знает концептуальные положения здоровьесберегающих технологий в НОО Узнавание
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Описывает классификационные параметры здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию здоровьесберегающих технологий в НОО Применение
38 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Описывает классификационные параметры здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию здоровьесберегающих технологий в НОО Применение
39 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое Знает концептуальные положения здоровьесберегающих технологий в НОО Узнавание
Описывает классификационные параметры здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию здоровьесберегающих технологий в НОО Применение
40 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка). Воспроизведение
Анализ концепций личностно-ориентированного обучения Воспроизведение
Проектировать личностно-ориентированный классный чс Применение
Проектировать личностно-ориентированный урок Применение
знать сущность и функции игры и игровой деятельности Узнавание
знать классификация игр. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика" / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. – 191 с.
  2. Педагогические технологии в образовательном процессе. Организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2005.
  4. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений, реализующих программы сред. проф. образования по специальности 050146 "Преподавание в начальных классах" / [Сергеева, В.П. и др.] ; под ред. В.П. Сергеевой. - М. : Академия, 2013. – 316 с.
  5. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. – 317 с

Дополнительная

  1. Дубова М.В. Учебная ситуация в компетентностно-ориентированном обучении младших школьников//Начальная школа до и после. - № 02. - 2013.
  2. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
  3. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: ИКЦ«МарТ»; 2005. - 592 с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

Цифровые ресурсы

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  3. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 132 с. - 978-5-9675-0755-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
  4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  5. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562
  6. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842

Источники

Учебно-методические материалы