бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано 3 февраля 2014 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 4 февраля 2014 г.

М2.Б.2 Информационные технологии в профессиональной деятельности, 4 семестр

Б-2022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
И.Г. Адюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Овладение системой теоретических знаний и умений в области использования информационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентностей бакалавра по применению современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

Задачи

  1. ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества
  2. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования
  3. ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 14,0 ч. из 11,5 ч.
Часов в неделю 2,32 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования Ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИКТ в образовании
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе Обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования ууметь эффективно и обоснованно применять ИКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИКТ
  • ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
  • ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в школе
Методы оценки электронных средств учебного назначения ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения иметь представление о методах экспертизы и оценки современных электронных средств учебного назначения
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 2,0 1
2 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 1
3 Цели и задачи использования информационных технологий в образовании Самостоятельное изучение 2,0 2
4 Цели и задачи использования информационных технологий в образовании Семинар 2,0 2
5 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 2
6 Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 3
7 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 3
8 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа 2,0 3
9 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 4
10 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 4
11 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 4
12 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 5
13 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 5
14 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 5
15 Методы анализа и оценки программного обеспечения учебного назначения Лекция 2,0 6
16 Рубежный контроль по Модулю 1 Другое 2,0 6
17 ИКТ в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся Лекция 2,0 7
18 Проектирование презентаций Самостоятельное изучение 2,0 7
19 Проектирование презентаций Другое 1,0 7
20 Обработка результатов педагогических исследований статистическими методами в среде табличного процессора Практическая работа 2,0 8
21 Обработка результатов педагогических исследований статистическими методами в среде табличного процессора Индивидуальная работа 2,0 8
22 Рубежный контоль по Модулю 2 Другое 2,0 9
23 Рубежный контоль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2,0 9
24 Базы данных Практическая работа 2,0 9
25 Базы данных Практическая работа 2,0 10
26 Базы данных Практическая работа 2,0 10
27 Базы данных Индивидуальная работа 2,0 10
28 Базы данных Самостоятельное изучение 1,0 11
29 Базы данных Другое 1,0 11
30 Использование сети Интернет для работы с информацией образовательного назначения Самостоятельное изучение 2,0 12
31 Использование сети Интернет для работы с информацией образовательного назначения Практическая работа 2,0 12
32 Информационная безопасность Самостоятельное изучение 2,0 13
33 Информационная безопасность Семинар 2,0 13
34 рубежный контроль по Модулю 3 Другое 2,0 14
35 рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция объяснить сущность процесса информатизации общества Воспроизведение
выделить основные этапы становления информационного общества Воспроизведение
объяснить сущность понятия образовательное пространство Воспроизведение
объяснить сущность понятия информатизация образования Воспроизведение
перечислить основные этапы процесса информатизации образования Воспроизведение
объяснить сущность понятия информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
2 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить обработку и редактирование текстовых документов Применение
3 Цели и задачи использования информационных технологий в образовании Самостоятельное изучение объяснить сущность понятия информационные и коммуникационные технологии Воспроизведение
уметь выделять классы основные классы ИКТ Воспроизведение
4 Цели и задачи использования информационных технологий в образовании Семинар уметь сформулировать цель использования информационных коммуникационных технологий в образовании Воспроизведение
уметь сформулировать образовательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
5 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить работу таблицами и диаграммами Применение
6 Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция сформулировать сущность понятия информационная модель Воспроизведение
сформулировать сущность понятия информационная модель обучения Воспроизведение
сформулировать сущность понятия информационно-деятельностная модель обучения Воспроизведение
сформулировать сущность понятия ЭСУН Воспроизведение
уметь сформулировать методические цели использования ЭСУН Воспроизведение
уметь решать дидактические и методические задачи с помощью ЭСУН Применение
уметь использовать основные виды ЭСУН Применение
сформулировать сущность понятия ЭМУН Воспроизведение
знать и уметь применять методики использования ЭМУН Применение
7 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить слияние документов при разработке учебно-дидактических материалов Применение
8 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа уметь производить работу таблицами и диаграммами Применение
9 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция уметь изыскивать в конкретной ИКТ возможности для активизации познавательной деятельности учащихся Применение
уметь планировать применение мультимедиа и коммуникационные технологии как средства реализации активных методов обучения Применение
знать сущность понятий телеконференции и проекты Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций образовательного и учебного назначения Применение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения проектов образовательного и учебного назначения Применение
10 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь создавать, редактировать и форматировать ЭТ Применение
11 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
12 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
13 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
14 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Методы анализа и оценки программного обеспечения учебного назначения Лекция уметь формулировать сущность понятий оценка и сертификация электронных дидактических средств Воспроизведение
уметь производить оценку электронных дидактических средств Применение
уметь производить сертификацию электронных дидактических средств Применение
знать и уметь применять критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные экспертные методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
16 Рубежный контроль по Модулю 1 Другое объяснить сущность понятия образовательное пространство Воспроизведение
объяснить сущность понятия информатизация образования Воспроизведение
объяснить сущность понятия информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
17 ИКТ в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся Лекция знать основные принципы создания тестов для системы контроля Применение
уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах Применение
уметь работать с компьютерными технологиями, позволяющими реализовывать диагностические процедуры Применение
уметь разрабатывать тесты педагогического назначения в табличном процессоре Применение
18 Проектирование презентаций Самостоятельное изучение уметь создавать, редактировать и форматировать мультимедийную презентацию образовательного назначения Применение
19 Проектирование презентаций Другое уметь создавать, редактировать и форматировать мультимедийную презентацию образовательного назначения Применение
20 Обработка результатов педагогических исследований статистическими методами в среде табличного процессора Практическая работа уметь обрабатывать результаты педагогических исследований статистическими методами Применение
21 Обработка результатов педагогических исследований статистическими методами в среде табличного процессора Индивидуальная работа Результаты не указаны
22 Рубежный контоль по Модулю 2 Другое уметь производить работу таблицами и диаграммами Применение
уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
23 Рубежный контоль по Модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны
24 Базы данных Практическая работа умение создавать реляционные БД Применение
25 Базы данных Практическая работа уметь осуществлять поиск информации в реляционных БД Применение
26 Базы данных Практическая работа уметь создавать формы и отчеты Применение
27 Базы данных Индивидуальная работа Результаты не указаны
28 Базы данных Самостоятельное изучение умение создавать реляционные БД Применение
29 Базы данных Другое умение создавать реляционные БД Применение
30 Использование сети Интернет для работы с информацией образовательного назначения Самостоятельное изучение уметь использовать Интернет для поиска информации образовательного назначения Применение
31 Использование сети Интернет для работы с информацией образовательного назначения Практическая работа уметь использовать Интернет для поиска информации образовательного назначения Применение
32 Информационная безопасность Самостоятельное изучение уметь использовать Интернет для поиска информации образовательного назначения Применение
33 Информационная безопасность Семинар знать основные цели и задачи информационной безопасности Воспроизведение
знать основные методы информационной защиты информации Воспроизведение
34 рубежный контроль по Модулю 3 Другое знать и уметь применять критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные экспертные методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
35 рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330
  3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  4. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2006. - 378

Дополнительная

  1. Горячев, А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 164
  4. Соколов, Э.М. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов по специальности 656500 "Безопасность жизнедеятельности" / Э.М. Соколов, В.М. Панарин, Н.В. Воронцова. - М. : Машиностроение, 2006. - 238
  5. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии : [учеб. пособие] : в 2 ч. Ч. 1 : Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин ; худож. Н. Лозинская. - М. : БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Теория и практика создания тестов для системы образования Майоров А.Н. учебное пособиеМ.: Интеллект-Центр, 2002 <URL:http://docent.uni-altai.ru/ElBook/Books/Test/Maiorov2/ maiorov2.djvu>.

Источники

Учебно-методические материалы