бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Sept. 24, 2014
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Sept. 24, 2014

ДПП.ДДС.08 Основы научно-методической деятельности, 9 семестр

0131, 050104.00.65, Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов
А.Ю. Дронь ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

сформировать у студентов навыки научного мышления, передать знания о методах ведения и способах оформления результатов научных исследований

Задачи

  1. Познакомить студентов с историей развития научного познания, развития эмпирического и теоретического типов научного мышления и освоить методики проведения
  2. Практически реализовать знания посредством оформления результатов научно – исследовательской работы

Числовые характеристики

Трудоемкость 100 ч.
Аудиторная работа 40.0 ч. (40.0%)
Контроль самостоятельной работы 20.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч. (60.0%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.67 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы Сформировать у студента теоретические основы экспериментальной деятельности и научить организации экспериментальных исследований После овладения модуля студент будет уметь прописывать аппарат исследования и организовывать педагогический эксперимент
  • Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта
  • Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре
  • Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации
Обработка результатов и оформление научного исследования и методических материалов Научить студента методам анализа математико-статистической обработки результатов педагогического эксперимента и правилам литературно-графического оформления Студент будет уметь использовать методы математической статистики и оформлять результаты в соответствии с требованиями к КР и ВКР
  • Накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности
  • Представление и оценка результатов научной и методической деятельности
  • Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Учебная, научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта Лекция 2.0 1
2 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Практическая работа 2.0 2
4 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Индивидуальная работа 1.0 2
5 Основная проблематика научных исследований в сфере физической культуры и спорта Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 3
6 Основная проблематика научных исследований в сфере физической культуры и спорта Индивидуальная работа 1.0 3
7 Базовые понятия научного познания Лекция 2.0 4
8 Организационная структура научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 4
9 Организационная структура научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте Индивидуальная работа 1.0 4
10 Разработка логики исследования. Определение проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования: их определение и формулировка Лекция 2.0 5
11 Определение и формулировка аппарата исследования Практическая работа 2.0 6
12 Определение аппарата исследования Самостоятельное изучение 2.0 6
13 Определение аппарата исследования Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 6
14 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Самостоятельное изучение 2.0 7
15 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 7
16 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Индивидуальная работа 1.0 7
17 Рубежный контроль "Этапы научно-исследовательской работы" Контрольная работа 2.0 8
18 Экспериментальные исследования и наблюдения в сфере физической культуры и спорта Лекция 2.0 8
19 Методы исследования в сфере физической культуры спорта Лекция 2.0 9
20 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Самостоятельное изучение 2.0 10
21 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Практическая работа 2.0 10
22 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Индивидуальная работа 1.0 10
23 Обработка и интерпретация результатов исследования Лекция 2.0 10
24 Обработка и интерпретация результатов исследования Самостоятельное изучение 2.0 11
25 Обработка и интерпретация результатов исследования Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 11
26 Обработка и интерпретация результатов исследования Индивидуальная работа 1.0 11
27 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Самостоятельное изучение 2.0 12
28 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Контрольная работа 2.0 12
29 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Индивидуальная работа 1.0 12
30 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Самостоятельное изучение 2.0 12
31 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Контрольная работа 2.0 12
32 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Индивидуальная работа 1.0 12
33 Представление результатов научного исследования Самостоятельное изучение 2.0 14
34 Представление результатов научного исследования Индивидуальная работа 1.0 14
35 Представление результатов научного исследования Семинар 2.0 14
36 Разновидности и формы методических работ Самостоятельное изучение 2.0 15
37 Разновидности и формы методических работ Конференция 2.0 15
38 Разновидности и формы методических работ Индивидуальная работа 1.0 15
39 Рубежный контроль "Тематика научного исследования, ее актуальность и достоверность" Конференция 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Учебная, научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта Лекция Перечислить этапы развития истории науки( отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования Узнавание
Назвать основные методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне исследования Узнавание
2 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Самостоятельное изучение Составить таблицу "Научно-методический компонент в системе непрерывного физкультурного, общего и профессионального образования" Применение
Проанализировать начальный этап профессиональной вузовской подготовки Применение
3 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Практическая работа Составить таблицу "Научно-методический компонент в системе непрерывного физкультурного, общего и профессионального образования" Применение
Проанализировать начальный этап профессиональной вузовской подготовки Применение
4 Место и роль научно-методической подготовки студентов, проблематика научных исследований Индивидуальная работа Результаты не указаны
5 Основная проблематика научных исследований в сфере физической культуры и спорта Контрольная работа (< 1 часа) Назвать особенности высшего профессионального образования, места и роли научно-методической подготовки студентов Узнавание
Перечислить основную проблематику научных исследований Узнавание
6 Основная проблематика научных исследований в сфере физической культуры и спорта Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 Базовые понятия научного познания Лекция Охарактеризовать организационную структуру науки в Российской Федерации и систему государственного управления наукой Применение
На основе изученного материала описать организацию работы в научном коллективе Применение
8 Организационная структура научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте Контрольная работа (< 1 часа) Охарактеризовать организационную структуру науки в Российской Федерации и систему государственного управления наукой Применение
На основе изученного материала описать организацию работы в научном коллективе Применение
9 Организационная структура научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Разработка логики исследования. Определение проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования: их определение и формулировка Лекция Выбирать направления научного исследования и критерии актуальности Воспроизведение
Уметь собирать и анализировать информацию по теме исследования, аппарат исследования Воспроизведение
11 Определение и формулировка аппарата исследования Практическая работа Выбирать направления научного исследования и критерии актуальности Воспроизведение
Уметь собирать и анализировать информацию по теме исследования, аппарат исследования Воспроизведение
12 Определение аппарата исследования Самостоятельное изучение Выбирать направления научного исследования и критерии актуальности Воспроизведение
Уметь собирать и анализировать информацию по теме исследования, аппарат исследования Воспроизведение
13 Определение аппарата исследования Контрольная работа (< 1 часа) Выбирать направления научного исследования и критерии актуальности Воспроизведение
Уметь собирать и анализировать информацию по теме исследования, аппарат исследования Воспроизведение
14 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Самостоятельное изучение Составить таблицу структуры КР и ВКР Применение
В кратком изложении представить содержание составных частей КР и ВКР Применение
15 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Контрольная работа (< 1 часа) Составить таблицу структуры КР и ВКР Применение
В кратком изложении представить содержание составных частей КР и ВКР Применение
16 Композиционная структура и характеристика содержания составных частей КР и ВКР Индивидуальная работа Результаты не указаны
17 Рубежный контроль "Этапы научно-исследовательской работы" Контрольная работа Перечислить этапы развития истории науки( отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования Узнавание
Назвать основные методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне исследования Узнавание
Составить таблицу "Научно-методический компонент в системе непрерывного физкультурного, общего и профессионального образования" Применение
Проанализировать начальный этап профессиональной вузовской подготовки Применение
Назвать особенности высшего профессионального образования, места и роли научно-методической подготовки студентов Узнавание
Перечислить основную проблематику научных исследований Узнавание
Представить паспорт науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (13.00.04), ее цели и задачи в современном обществе Применение
Охарактеризовать организационную структуру науки в Российской Федерации и систему государственного управления наукой Применение
На основе изученного материала описать организацию работы в научном коллективе Применение
Выбирать направления научного исследования и критерии актуальности Воспроизведение
Уметь собирать и анализировать информацию по теме исследования, аппарат исследования Воспроизведение
Составить таблицу структуры КР и ВКР Применение
В кратком изложении представить содержание составных частей КР и ВКР Применение
18 Экспериментальные исследования и наблюдения в сфере физической культуры и спорта Лекция Описать виды эксперимента Воспроизведение
На основе изучения предмета уметь анализировать факторы, влияющих на ход и качество эксперимента Воспроизведение
19 Методы исследования в сфере физической культуры спорта Лекция Описать виды эксперимента Воспроизведение
На основе изучения предмета уметь анализировать факторы, влияющих на ход и качество эксперимента Воспроизведение
20 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Самостоятельное изучение Описать виды эксперимента Воспроизведение
На основе изучения предмета уметь анализировать факторы, влияющих на ход и качество эксперимента Воспроизведение
21 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Практическая работа Описать виды эксперимента Воспроизведение
На основе изучения предмета уметь анализировать факторы, влияющих на ход и качество эксперимента Воспроизведение
22 Применение современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Индивидуальная работа Результаты не указаны
23 Обработка и интерпретация результатов исследования Лекция Дать характеристику универсальной десятичной классификации: ее структуры, классов ,знаков Применение
Использовать знания и умения по метрологии в научно-методической деятельности Применение
24 Обработка и интерпретация результатов исследования Самостоятельное изучение Накапливать научную информацию, домашнию библиотеку и картотеку Применение
Использовать знания и умения по метрологии в научно-методической деятельности Применение
25 Обработка и интерпретация результатов исследования Контрольная работа (< 1 часа) Дать характеристику универсальной десятичной классификации: ее структуры, классов ,знаков Применение
Составить схему применения современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Применение
26 Обработка и интерпретация результатов исследования Индивидуальная работа Результаты не указаны
27 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Самостоятельное изучение Применять методы определения случайных ошибок Применение
Применять методы графической обработки экспериментальных данных в своей работе Применение
28 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Контрольная работа Применять методы определения случайных ошибок Применение
Применять методы графической обработки экспериментальных данных в своей работе Применение
29 Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций Индивидуальная работа Результаты не указаны
30 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Самостоятельное изучение Перечислить формы представления результатов научного исследования Узнавание
Предоставление результатов исследования курсовой и дипломной работы Узнавание
31 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Контрольная работа Перечислить формы представления результатов научного исследования Узнавание
Предоставление результатов исследования курсовой и дипломной работы Узнавание
32 Критерии качества, внедрения результатов и эффективность научных исследований, методических разработок Индивидуальная работа Результаты не указаны
33 Представление результатов научного исследования Самостоятельное изучение Составить таблицу структуры КР и ВКР Применение
В кратком изложении представить содержание составных частей КР и ВКР Применение
34 Представление результатов научного исследования Индивидуальная работа Результаты не указаны
35 Представление результатов научного исследования Семинар Составить таблицу структуры КР и ВКР Применение
В кратком изложении представить содержание составных частей КР и ВКР Применение
36 Разновидности и формы методических работ Самостоятельное изучение Проанализировать формы методических работ Применение
Описать виды научных и методических работ Применение
37 Разновидности и формы методических работ Конференция Проанализировать формы методических работ Применение
Описать виды научных и методических работ Применение
38 Разновидности и формы методических работ Индивидуальная работа Результаты не указаны
39 Рубежный контроль "Тематика научного исследования, ее актуальность и достоверность" Конференция Описать виды эксперимента Воспроизведение
На основе изучения предмета уметь анализировать факторы, влияющих на ход и качество эксперимента Воспроизведение
Дать характеристику универсальной десятичной классификации: ее структуры, классов ,знаков Применение
Накапливать научную информацию, домашнию библиотеку и картотеку Применение
Использовать знания и умения по метрологии в научно-методической деятельности Применение
Составить схему применения современных информационных технологий в процессе научно-методической деятельности Применение
Применять методы определения случайных ошибок Применение
Применять методы графической обработки экспериментальных данных в своей работе Применение
Перечислить формы представления результатов научного исследования Узнавание
Предоставление результатов исследования курсовой и дипломной работы Узнавание
На основе изучения предмета оформить табличный и иллюстративный материал Применение
Описать требования к редактированию рукописи Применение
Подготовить доклад по теме исследования и подготовить презентацию работы Применение
Назвать особенности методической деятельности Узнавание
Назвать элементы исследовательской работы в методической деятельности Узнавание
Проанализировать формы методических работ Применение
Описать виды научных и методических работ Применение

Литература

Основная

  1. Железняк, Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Ю.Д. Железняк , П.К. Петров . – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
  2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие для студентов вузов / Б.Х. Ланда . - М. : Советский спорт, 2004. - 192 с.
  3. Селуянов, В.Н. Основы научно – методической деятельности в физической культуре: Учебн.пособие для студентов вузов физической культуры / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков , И.П. Космина . – М.: СпорАкадемПресс, 2001. – 184 с.

Дополнительная

  1. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: практикум по курсу / О.Н. Шестеркин, И.П. Космина. - М. : Рос. гос. акад. физ. культуры, 2001. - 19 с.
  2. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учеб. пособие для вузов / И. М. Туревский, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Л. Д. Нестеренко, Л. Л. Артамонова; ред. И. М. Туревский.- М.: Академия, 2003.- 319 с.

Цифровые ресурсы

  1. fentu. ru. / jandex 2
  2. ffc.grsu.du\\kavidra \\sportdis

Источники

Учебно-методические материалы