бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Dec. 1, 2014
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Dec. 1, 2014

Б.1.4 Религиоведение, 3 семестр 2 полусеместр

Б-3141, 43.03.02, Туризм, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7); знание культурные и традиционные особенности религий мира знаниевый
готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); знание морально-нравственных основ религии знаниевый

Цели изучения дисциплины

Формировать представление о религиозных формах вероисповеданий

Задачи

  1. Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой.
  2. Развитие навыка социокультурного анализа становления мирового религиозного сознания через осмысление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 32.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 40.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 4.57 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Национально-государственные религии мира Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой. Знать основные принципы, методы, функции и структуру религиоведения как комплексной гуманитарной науки. Уметь оперировать понятийно - категориальным аппаратом, раскрывающим специфику данной дисциплины. Владеть навыками анализа первых представлений о религии, периодов и особенностей становления ранних религиозных верований, а затем а национальных религий.
  • 1.1. Элементы религии. Ранние формы религии.
  • 1.2. Национальные религии
Модуль 2. Мировые религии Развитие навыка социокультурного анализа становления мирового религиозного сознания через осмысление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама. Знать причинно - следственные факторы, способствовавшие образованию мировых религии. Уметь дифференцировать особенности религиозной культовой практики каждой из рассматриваемых религий. Владеть навыками критического осмысления основных течений религий мира.
  • 2.1. Буддизм
  • 2.2. Христианство
  • 2.3. Ислам

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи курса Лекция 2.0 1
2 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Семинар 2.0 1
3 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Семинар 2.0 2
4 История и институциональные формы национальных религий Семинар 4.0 2
5 История и институциональные формы национальных религий Индивидуальная работа 1.5 2
6 Рубежный контроль №1 Коллоквиум 2.0 3
7 Буддизм Семинар 2.0 4
8 Мировые религии Семинар 2.0 4
9 Мировые религии Индивидуальная работа 2.0 4
10 Мировые религии Лекция 2.0 4
11 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Лекция 2.0 5
12 Православие Семинар 2.0 5
13 Православие Индивидуальная работа 1.0 5
14 Католицизм и протестантизм Семинар 2.0 6
15 Ислам Семинар 2.0 6
16 Ислам Индивидуальная работа 1.0 6
17 Современные нетрадиционные культы Семинар 2.0 7
18 Рубежный контроль №2 Контрольная работа 2.0 7
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа 2.0 7
20 Атеизм Лекция 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи курса Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
дать определение термину религиоведение Узнавание
2 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Семинар Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
3 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Семинар охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
4 История и институциональные формы национальных религий Семинар охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить феномены кармы и дхармы Применение
выявить специфику функционирования ками Применение
5 История и институциональные формы национальных религий Индивидуальная работа охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить феномены кармы и дхармы Применение
6 Рубежный контроль №1 Коллоквиум Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
Составить собственное суждение о ламаизме Творчество
7 Буддизм Семинар сравнить феномены кармы и дхармы Применение
Составить собственное суждение о восьмиступенчатом пути, предложенным Буддой Творчество
Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
объяснить принцип действия колеса сансары Применение
8 Мировые религии Семинар Составить собственное суждение о восьмиступенчатом пути, предложенным Буддой Творчество
Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
Составить собственное суждение о ламаизме Творчество
объяснить принцип действия колеса сансары Применение
9 Мировые религии Индивидуальная работа Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
10 Мировые религии Лекция охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить феномены кармы и дхармы Применение
Составить собственное суждение о восьмиступенчатом пути, предложенным Буддой Творчество
Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
Охарактеризовать специфику Корана Воспроизведение
11 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Лекция Сопоставить и сравнить концепты "священное писание" и "священное предание" Применение
Проинтерпретировать феномен символа веры Применение
Проинтерпретировать главные заповеди Христа Творчество
Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
12 Православие Семинар Проинтерпретировать главные заповеди Христа Творчество
Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
13 Православие Индивидуальная работа Проинтерпретировать главные заповеди Христа Творчество
Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
14 Католицизм и протестантизм Семинар Проанализировать феномен Каабы Воспроизведение
Охарактеризовать специфику Корана Воспроизведение
Охарактеризовать специфику Сунны Воспроизведение
объяснить специфику шариата Воспроизведение
15 Ислам Семинар Проанализировать составляющие компоненты "имана" Воспроизведение
Проинтерпретировать и объяснить пять столпов ислама Применение
16 Ислам Индивидуальная работа Проанализировать составляющие компоненты "имана" Воспроизведение
Проинтерпретировать и объяснить пять столпов ислама Применение
17 Современные нетрадиционные культы Семинар Результаты не указаны
18 Рубежный контроль №2 Контрольная работа Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Проинтерпретировать феномен символа веры Применение
20 Атеизм Лекция Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение

Литература

Основная

  1. Введение в общее религиоведение : учеб. для студентов вузов / под ред. И.Н. Яблокова. - 3-е изд. - М. : Университет, 2008. - 471, [1] с. - ISBN 978-5-98227-536-3 : 313-00.ЭКЗ: 2
  2. Религиоведение : метод. указания к семинар. занятиям. Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / [сост. М.В. Рахимова] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Каф. философии и социологии. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 59 с.
  3. Религиоведение : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 033300 - "Религиоведение" / под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Юрайт, 2013. - 479 с.

Дополнительная

  1. Кислюк, К.В. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер ; отв. ред.: О. Морозова, Ж. Фролова. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д [и др.] : Феникс [и др.], 2003. - 509 с.
  2. Костюкович, П.И. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов / П.И. Костюкович. - Минск : Новое знание, 2001. - 191 с.
  3. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие для вузов.-Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 364 с.
  4. Религиоведение для студентов педагогических вузов: Учебное пособие для вузов;Под ред. А.Ю. Григоренко, УМО по направлениям .-СПб.: Питер, 2008. - 507 с.
  5. Религиоведение : энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М. : Академический проект, 2006. - 1254
  6. Яблоков, И.Н. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов : учеб. слов.-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков ; под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Гардарика, 1998. - 536 с.
  7. Яблоков, И.Н. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов : учеб. слов.-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков ; под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Гардарики, 2000. - 535 с.

Цифровые ресурсы

  1. Мир религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.religio.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Религиоведение. Конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.domsvioanna.org/, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Родюков, А.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]. – Режим досутпа на 01.09.2010: http://dvo.sut.ru/libr/filosofi/i197rodu/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы