бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 30 сентября 2014 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 15 октября 2014 г.

В.3.15 Введение в профессию, 1 семестр 2 полусеместр

Б-4021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); Знает основные требования рынка труда к педагогам НОО. знаниевый
Умеет составлять сообщения. доклады, рефераты. операциональный
Описания, сравнения, построения обобщений, классификаций на примере описания профессий.ю социальной роли и значимости, компетентностной модели и т.д. опыт
Умеет определять качества субъекта профессиональной деятельности опыт
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); Знание основных требований рынка труда к специалистам данного профиля, сущности профессиональных стандартов, знание о конкретной профессиональной деятельности и спосабах достижения профессионального мастерства, роли студента в подготовке будущего специалиста знаниевый
умеет описывать сущностные признаки профессии педагога и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
Владеет навыками описания, сравнения, классификации на примере описания профессии учитель начальных классов операциональный
Имеет опыт написание сообщений о лучших представителях профессии, выступления на круглых столах и встречах с учителями начальной школы. опыт
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). Знает содержания понятия профессиональное саморазвитие. Знает сущность стандарнта педагога. Знает о компетентностной модели выпускника. знаниевый
Описавает индивидуальной модели обучения в педагогическом вузе. ориентировочный
опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение какчественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Аактуализировать имеющийся у студентов опыт учения, личностного развития и межличностного взаимодействия, Формировать мотивацию педагогической деятельности.
  2. Сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 15,0 ч. из 12,0 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Выделяет проблемы ценностей образования в историческом аспекте и на современном уровне развития общества. Характеризует общие положения Федерального образовательного стандарта. Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Характеризует профессионально значимые личностные качества педагога. Анализирует особенности саморазвития личности педагога.
  • Требования рынка труда к специалистам данного профиля.
  • Профессиональные стандарты.
  • Социальная роль и значимость профессии.
  • Опыт лучших представителей профессии.
Модуль 2. Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности в необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения профессией учителя начальных классов. Анализирует особенности структуры педагогического образования в России. Характеризует профессионально значимые компетенции педагога. Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения, учебный план подготовки направления "Начальное образование". Характеризует организацию обучения в системе кредитно-зачетных единиц. Описывает педагога начального образования как субъект педагогической деятельности. Анализирует особенности системы непрерывного педагогического образования.
  • Компетентностная модель выпускника.
  • Формирование компетенций выпускника.
  • Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе.
  • ФГОС ВПО третьего поколения, учебный план подготовки выпускника
  • Индивидуальная траектория обучения.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития НОО Лекция 2,0 1
2 Возникновение и становление педагогической профессии Лекция 2,0 1
3 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа 2,0 1
4 Сущность педагогической деятельности Конференция 2,0 2
5 Профессиональная Я-концепция учителя Лекция 2,0 2
6 Сущность педагогической деятельности Индивидуальная работа 2,0 2
7 Педагогическая культура учителя Практическая работа 2,0 3
8 Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам учителя Индивидуальная работа 2,0 3
9 Стандарт педагога Другое 2,0 3
10 Требования рынка труда к специалистам данного профиля Другое 2,0 4
11 Общение как основа педагогической деятельности. Практическая работа 2,0 4
12 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога Индивидуальная работа 2,0 4
13 Карьера педагога Контрольная работа 2,0 5
14 Формирование компетенций выпускника. Индивидуальная работа 2,0 5
15 Рубежный контроль. Требования к современному учителю начальной школы. Контрольная работа 2,0 5
16 Профессиональное становление учителя Практическая работа 2,0 6
17 Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Индивидуальная работа 2,0 6
18 Организация обучения в системе кредитно-зачетных единиц Практическая работа 2,0 6
19 Рубежный контроль. Организация современной системы подготовки педагогов в в высшей школе Другое 2,0 7
20 Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога Контрольная работа 2,0 7
21 Стандарт педагога Индивидуальная работа 1,0 7
22 Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер Индивидуальная работа 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития НОО Лекция Знание многоуровневой системы подготовки в педагогическом вузе учителя начальных классов на уровне бакалавриата. Узнавание
2 Возникновение и становление педагогической профессии Лекция Знает этапы возникновения профессии учитель Узнавание
3 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа Знает этапы возникновения профессии учитель Узнавание
4 Сущность педагогической деятельности Конференция Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы и стандартом педагога Применение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
5 Профессиональная Я-концепция учителя Лекция Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
6 Сущность педагогической деятельности Индивидуальная работа Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
7 Педагогическая культура учителя Практическая работа Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы и стандартом педагога Применение
Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
8 Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам учителя Индивидуальная работа Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы и стандартом педагога Применение
9 Стандарт педагога Другое Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
10 Требования рынка труда к специалистам данного профиля Другое Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
11 Общение как основа педагогической деятельности. Практическая работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
12 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога Индивидуальная работа Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
13 Карьера педагога Контрольная работа Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
14 Формирование компетенций выпускника. Индивидуальная работа Характеризует профессионально значимые компетенции будущего педагога. Воспроизведение
Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения направления "Начальное образование" Узнавание
15 Рубежный контроль. Требования к современному учителю начальной школы. Контрольная работа Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы и стандартом педагога Применение
Характеризует профессионально значимые личностные качества педагога. Воспроизведение
Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
16 Профессиональное становление учителя Практическая работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
17 Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Индивидуальная работа Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения направления "Начальное образование" Узнавание
Анализирует учебный план подготовки выпускника направления "Начальное образование" Узнавание
18 Организация обучения в системе кредитно-зачетных единиц Практическая работа Характеризует организацию обучения в системе кредитно-зачетных единиц. Воспроизведение
19 Рубежный контроль. Организация современной системы подготовки педагогов в в высшей школе Другое Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
20 Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога Контрольная работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Анализирует учебный план подготовки выпускника направления "Начальное образование" Узнавание
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
21 Стандарт педагога Индивидуальная работа Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы и стандартом педагога Применение
Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
22 Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с
  2. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие [Текст] / В.С. Кукушкин. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  3. Педагогика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / [Л. П. Крившенко и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2012.

Дополнительная

  1. Антохина В.А. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности диалогического типа // Начальная школа. - №4. – 2005. – С. 4-7.
  2. Байметова М.С. Диалоговая компетентность в профессиональном развитии учителя начальных классов // Начальная школа. - №12. – 2004. – С.12-15.
  3. Белякова Н.В. Гуманитаризация подготовки учителей начальных классов в свете перехода на стандарты нового поколения // Начальная школа плюс до и после. - №8. – 2011. – С.3-6.
  4. Бурякова Т.С. Индивидуально-творческий стиль учителя начальных классов и работа по новым ФГОС // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №12. – С.52-55.
  5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  6. Виноградова Л.А., Олейник О.В. Человек, влюбленный в профессию // Начальная школа. - №4. – 2003. – С.15 - 17.
  7. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Методические и диагностические материалыв помощь учителю / Г.Н. Козлова. – 2-е изд. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  8. Кузнецова В.С., Позднякова Е.В. Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов // Начальная школа. – №2. – 2007. – С.11-12.
  9. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
  10. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Никитин Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Н.Н. Никитин, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  12. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm.
  2. Кощеева А. Э. Требования к современному учителю начальной школы. – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_10_24_Pedagogy%20and%20Psychology/1.9_Koshzeeva.doc
  3. Педагогика. Дидактическая единица «Введение в педагогическую деятельность»: Учебно-методический комплекс. // Автор-составитель к.п.н., доц.
  4. ПЕШКОВА В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность (учебное пособие). (2010).doc – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=62&t=1372
  5. ФГОС ВПО направление подготовки "Начальное образование" – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/Sites/demo/Uploads/050100%20b_pedagogicheskoe_obrazovanie.B31B715E845844D288E2197FAF9A2DEA.pdf
  6.   Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов: Отчет по результатам социологического исследования – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.isito.org/u_files/Vandishev_Petrova_rabotodateli_o_kachestve_obrazovania.doc?PHPSESSID=7a5547238b4f6b2bd05f03ac6fefd159

Источники

Учебно-методические материалы