бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа*

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
О.Н. Стафеев декан факультета

ЕН.Ф.03 Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе, 9 семестр 2 полусеместр

071, 050401.65, История, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.Г. Адюкова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов практических навыков эффективного применения в профессиональной деятельности современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

Задачи

  1. ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества
  2. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования
  3. ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 5,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 5,0 ч. из 4,0 ч.
Часов в неделю 4,14 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования Ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИКТ в образовании
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе Обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования уметь эффективно и обоснованно применять ИКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИКТ
  • ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
  • ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в школе
Методы оценки электронных средств учебного назначения ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения иметь представление о методах экспертизы и оценки современных электронных средств учебного назначения
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 2,0 1
2 Информационные и коммуникационные технологии в образовании Семинар 2,0 1
3 Информационные и коммуникационные технологии в образовании Самостоятельное изучение 2,0 1
4 Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 2
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 2,0 2
6 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 2
7 Планирование учебного проекта с использованием современных ИКТ Практическая работа 2,0 3
8 ИКТ в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся Практическая работа 2,0 3
9 Планирование учебного проекта с использованием современных ИКТ Индивидуальная работа 1,0 3
10 Электронные ресурсы учебного проекта Практическая работа 2,0 4
11 Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе Семинар 2,0 4
12 Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение 2,0 4
13 Создание дидактических материалов учебного проекта Практическая работа 2,0 5
14 Создание дидактических материалов учебного проекта Вариативное задание 2,0 5
15 Создание методических материалов учебного проекта Практическая работа 2,0 5
16 Создание методических материалов учебного проекта Вариативное задание 2,0 5
17 Рубежный контоль по Модулю 2 Другое 2,0 6
18 Рубежный контоль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2,0 6
19 Методы оценки электронных средств учебного назначения Лекция 2,0 6
20 Анализ и экспертиза сайтов учебного и образовательного назначения Практическая работа 2,0 7
21 рубежный контроль по Модулю 3 Другое 1,0 7
22 рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция объяснить сущность процесса информатизации общества Воспроизведение
выделить основные этапы становления информационного общества Воспроизведение
объяснить сущность понятия образовательное пространство Воспроизведение
объяснить сущность понятия информатизация образования Воспроизведение
перечислить основные этапы процесса информатизации образования Воспроизведение
объяснить сущность понятия информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
2 Информационные и коммуникационные технологии в образовании Семинар объяснить сущность понятия информационные и коммуникационные технологии Воспроизведение
уметь выделять классы основные классы ИКТ Воспроизведение
уметь сформулировать цель использования информационных коммуникационных технологий в образовании Воспроизведение
уметь сформулировать образовательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
уметь сформулировать развивающие цели внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
3 Информационные и коммуникационные технологии в образовании Самостоятельное изучение уметь сформулировать образовательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
уметь сформулировать развивающие цели внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
уметь сформулировать воспитательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
4 Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция сформулировать сущность понятия информационная модель Воспроизведение
сформулировать сущность понятия информационная модель обучения Воспроизведение
сформулировать сущность понятия информационно-деятельностная модель обучения Воспроизведение
сформулировать сущность понятия ЭСУН Воспроизведение
уметь сформулировать методические цели использования ЭСУН Воспроизведение
уметь решать дидактические и методические задачи с помощью ЭСУН Применение
уметь использовать основные виды ЭСУН Применение
сформулировать сущность понятия ЭМУН Воспроизведение
знать и уметь применять методики использования ЭМУН Применение
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум объяснить сущность процесса информатизации общества Воспроизведение
выделить основные этапы становления информационного общества Воспроизведение
объяснить сущность понятия образовательное пространство Воспроизведение
объяснить сущность понятия информатизация образования Воспроизведение
перечислить основные этапы процесса информатизации образования Воспроизведение
объяснить сущность понятия информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
объяснить сущность понятия информационные и коммуникационные технологии Воспроизведение
уметь выделять классы основные классы ИКТ Воспроизведение
уметь сформулировать цель использования информационных коммуникационных технологий в образовании Воспроизведение
уметь сформулировать образовательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
уметь сформулировать развивающие цели внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
уметь сформулировать воспитательные задачи внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс Воспроизведение
6 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция уметь изыскивать в конкретной ИКТ возможности для активизации познавательной деятельности учащихся Применение
уметь планировать применение мультимедиа и коммуникационные технологии как средства реализации активных методов обучения Творчество
знать сущность понятий телеконференции и проекты Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций образовательного и учебного назначения Применение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения проектов образовательного и учебного назначения Применение
7 Планирование учебного проекта с использованием современных ИКТ Практическая работа уметь формулировать цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе и конкретном учебном мероприятии Применение
уметь оценивать целесообразность применения ИКТ на определенном этапе учебного процесса Применение
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
8 ИКТ в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся Практическая работа знать основные принципы создания тестов для системы контроля Применение
уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах Применение
уметь работать с компьютерными технологиями, позволяющими реализовывать диагностические процедуры Применение
уметь формулировать сущность понятия информационная система мониторинга качества образования Воспроизведение
уметь использовать для мониторинга качества образования различные программные средства Применение
знать и уметь применять основные методы сортировки и классификации данных в различных программных средствах Применение
9 Планирование учебного проекта с использованием современных ИКТ Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Электронные ресурсы учебного проекта Практическая работа уметь использовать основные виды ЭСУН Применение
знать и уметь применять методики использования ЭМУН Применение
11 Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе Семинар знать и уметь использовать основные методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения конкретной информаионно-коммуникационной технологии в обучении Применение
знать и уметь использовать основные принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных подходов к изучению учебного предмета Применение
уметь формулировать цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе и конкретном учебном мероприятии Применение
уметь оценивать целесообразность применения ИКТ на определенном этапе учебного процесса Применение
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
12 Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
13 Создание дидактических материалов учебного проекта Практическая работа уметь решать дидактические и методические задачи с помощью ЭСУН Применение
уметь использовать основные виды ЭСУН Применение
знать и уметь применять методики использования ЭМУН Применение
14 Создание дидактических материалов учебного проекта Вариативное задание уметь использовать основные виды ЭСУН Применение
знать и уметь применять методики использования ЭМУН Применение
15 Создание методических материалов учебного проекта Практическая работа уметь сформулировать методические цели использования ЭСУН Воспроизведение
уметь решать дидактические и методические задачи с помощью ЭСУН Применение
уметь планировать применение мультимедиа и коммуникационные технологии как средства реализации активных методов обучения Творчество
знать и уметь использовать основные принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных подходов к изучению учебного предмета Применение
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
16 Создание методических материалов учебного проекта Вариативное задание уметь планировать применение мультимедиа и коммуникационные технологии как средства реализации активных методов обучения Творчество
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
17 Рубежный контоль по Модулю 2 Другое Результаты не указаны
18 Рубежный контоль по Модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 Методы оценки электронных средств учебного назначения Лекция уметь формулировать сущность понятий оценка и сертификация электронных дидактических средств Воспроизведение
уметь производить оценку электронных дидактических средств Применение
уметь производить сертификацию электронных дидактических средств Применение
знать и уметь применять критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные экспертные методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
20 Анализ и экспертиза сайтов учебного и образовательного назначения Практическая работа уметь формулировать сущность понятий оценка и сертификация электронных дидактических средств Воспроизведение
уметь производить оценку электронных дидактических средств Применение
уметь производить сертификацию электронных дидактических средств Применение
знать и уметь применять критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные экспертные методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
знать и уметь применять основные аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
21 рубежный контроль по Модулю 3 Другое уметь формулировать сущность понятий оценка и сертификация электронных дидактических средств Воспроизведение
уметь производить оценку электронных дидактических средств Применение
22 рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330
  3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  4. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2006. - 378

Дополнительная

  1. Горячев, А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 164
  4. Соколов, Э.М. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов по специальности 656500 "Безопасность жизнедеятельности" / Э.М. Соколов, В.М. Панарин, Н.В. Воронцова. - М. : Машиностроение, 2006. - 238
  5. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии : [учеб. пособие] : в 2 ч. Ч. 1 : Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин ; худож. Н. Лозинская. - М. : БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Программа Intel "Обучение для будущего" Режим доступа: [www.iteach.ru]
  2. Теория и практика создания тестов для системы образования Майоров А.Н. учебное пособиеМ.: Интеллект-Центр, 2002 <URL:http://docent.uni-altai.ru/ElBook/Books/Test/Maiorov2/ maiorov2.djvu>.

Источники

Учебно-методические материалы