бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
В.Н. Бойко декан факультета

Б1.В.ОД.6 Теория и методика физической культуры, 5 семестр

Б-05011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.М. Акушев ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
1.Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведениях профессионального образования знаниевый
Понимание значимости формирования профессионально-прикладных умений на занятиях физической культурой ориентировочный
Умение варьировать средства, методы, методические приемы, условия организации, с учетом требований образовательных стандартов операциональный
Планировать и реализовывать различные урочные и внеурочные формы занятий с обучающимися различного уровня подготовленности опыт
2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знание источников получения информации о новациях в выбранной сфере профессиональной деятельности знаниевый
Владение критериями оценки качества анализа новшеств и опыта профессиональной деятельности ориентировочный
Владение методами изучения и оценки инноваций в сфере профессиональной деятельности операциональный
Опыт поиска, изучения и оценки новаций в сфере профессиональной деятельности опыт
3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знание форм, методов и принципов нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Понимание значимости физического воспитания в формировании духовного развития личности ориентировочный
Владение средствами и методами формирования личности обучающихся средствами физического воспитания операциональный
Опыт проведения учебных и внеурочных форм занятий, формируемых положительные черты духовного воспитания опыт
4. Владение психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленчискими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совепшенствования физических и психических качеств обучающихся (ПК-15 Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденций в теории и методике развития основных физических способностей знаниевый
Понимание значимости учета медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Умения подбирать средства, методы для решения частных задач физического воспитания операциональный
Опыт использования специфических средств и методов для решения частных задач физического воспитания опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать устойчивые знания о рациональных путях, методах и приемах профессионально-педагогической деятельности педагога физического воспитания, основных компонентах его профессионального мастерства, методических условиях успешной реализации образовательных и воспитательных задач в процессе физического воспитания, принципах и правилах оптимального управления его эффектом.

Задачи

  1. 1. Обеспечить усвоение системы интегративных знаний, способствующих формированию физической культуры личности;
  2. 2. Овладеть профессионально-педагогическими умениями, значимыми для творческой физкультурно-спортивной деятельности бакалавра по физической культуре;
  3. 3. Научить трансформировать знания достижений науки, техники, теории и практики физической культуры в систему знаний, доступных дошкольному и школьному возрасту;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 16,0 ч. (14,81%)
Контроль самостоятельной работы 0 ч.
Самостоятельная работа студента 92,5 ч. (85,65%)
Процент выполнения нагрузки 100,46%
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 16,0 ч. (43,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Особенности построения процесса физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста - сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала; уметь формировать структуру и содержание основных форм физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста
  • Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Периодизация дошкольного возраста. учет анатомо-физиологических и психических оособенностей дошкольного возраста
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Характеристика программы физического воспитания детей школьного возраста
  • Средства, методы и формы физического воспитания детей школьного возраста
Модуль 2 Организация процесса обучения в направлении профессионально-прикладной физической подготовки - ознакомить с технологией построения учебного процесса физического воспитания в различных группах населения; Сформировать знания, умения и навыки организации процесса физического воспитания в ССУЗах и ВУЗах
  • Основные понятия ППФП
  • Физическое воспитание студентов высших учебных заведений
Модуль 3 Физическое воспитание трудящегося населения и людей пожилого и старшего возраста - сформировать умения организовывать процесс физического воспитания в различных возрастных группах. Выявление особенностей построения форм рекреативной и реабилитационной физическрой культуры
  • Социальное значение и задачи физического воспитания в научной организации труда
  • Старение и направленное воздействие средствами физической культуры на людей старшего и пожилого возраста
  • Содержание и научно-методические основы физического воспитания людей старшего и пожилого возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Лекция 1,0 1
2 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Семинар 1,0 1
3 Анализ школьных программ по физическому воспитанию Практическая работа 2,0 1
4 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Лекция 4,0 1
5 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Практическая работа 4,0 1
6 Значение и задачи ФВ детей школьного возраста Лекция 4,0 1
7 Значение и задачи ФВ детей школьного возраста Самостоятельное изучение 6,0 1
8 Анализ школьных программ по физическому воспитанию Самостоятельное изучение 8,0 1
9 Средства и методы физического воспитания, применяемые на уроках физической культуры школьников Самостоятельное изучение 10,0 1
10 Формы физического воспитания школьников Самостоятельное изучение 6,0 1
11 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Самостоятельное изучение 11,0 1
12 Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки Самостоятельное изучение 9,0 1
13 Организация физического воспитания студентов вузов Самостоятельное изучение 8,0 1
14 Организация физического воспитания в период трудовой леятельности Самостоятельное изучение 8,0 1
15 Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение 10,0 1
16 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение 6,0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Лекция Знать три положения теоретической концепции организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Разбираться в особенностях задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
Знать периоды развития детей данного возраста и группы в дошкольных учреждениях Узнавание
Уметь соотносить возраст и очередность развития форм и функций организма дошкольников. Знать комплекс "оживления" детского организма в первые годы его развития Воспроизведение
Знать направленность воздействия физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов на организм ребенка Узнавание
Уметь подбирать определенные средства, основываясь на методических особенностях физического воспитания в данном возрасте Воспроизведение
2 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Семинар Знать три положения теоретической концепции организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Разбираться в особенностях задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
Знать периоды развития детей данного возраста и группы в дошкольных учреждениях Узнавание
Уметь соотносить возраст и очередность развития форм и функций организма дошкольников. Знать комплекс "оживления" детского организма в первые годы его развития Воспроизведение
Знать направленность воздействия физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов на организм ребенка Узнавание
Уметь подбирать определенные средства, основываясь на методических особенностях физического воспитания в данном возрасте Воспроизведение
3 Анализ школьных программ по физическому воспитанию Практическая работа Знать отличия содержания основных школьных программ по физическому воспитанию Узнавание
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
4 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Лекция Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Уметь хронометрировать урок Применение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
5 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Практическая работа Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Уметь хронометрировать урок Применение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
Уметь анализировать урок физической культуры Узнавание
6 Значение и задачи ФВ детей школьного возраста Лекция Знать основные причины необходимости управляемого процесса физического развития детей школьного возраста средствами физической культуры Узнавание
Уметь формулировать общие и частные задачи физического воспитания в школьном возрасте Воспроизведение
Знать основные функции школьного предмета "Физическая культура" Узнавание
7 Значение и задачи ФВ детей школьного возраста Самостоятельное изучение Знать основные причины необходимости управляемого процесса физического развития детей школьного возраста средствами физической культуры Узнавание
Уметь формулировать общие и частные задачи физического воспитания в школьном возрасте Воспроизведение
Знать основные функции школьного предмета "Физическая культура" Узнавание
8 Анализ школьных программ по физическому воспитанию Самостоятельное изучение Знать отличия содержания основных школьных программ по физическому воспитанию Узнавание
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
9 Средства и методы физического воспитания, применяемые на уроках физической культуры школьников Самостоятельное изучение Знать содержание разделов программы второй части-"школьный урок" в различные периоды возраста Воспроизведение
Уметь правильно организовывать уроки физической культуры на основе использования спецефических методов физического воспитания Применение
10 Формы физического воспитания школьников Самостоятельное изучение Знать содержание форм физического воспитания в режиме дня школы (малые формы), внеклассные и внешкольные формы, применяемые в организация дополнительного образования Воспроизведение
11 Урок - основная форма фяизического воспитания в школе Самостоятельное изучение Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Уметь хронометрировать урок Применение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
Уметь анализировать урок физической культуры Узнавание
12 Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки Самостоятельное изучение Знать основные понятия ППФП, задачи ППФП и критерии качества их решения Узнавание
Знать отличие уроков ППФП от уроков ОФП Узнавание
Уметь классифицировать формы ППФП Узнавание
13 Организация физического воспитания студентов вузов Самостоятельное изучение Уметь выделять общие и частные задачи студентов ВУЗов Узнавание
Знать содержание и струтуру программы ФВ студентов. Диверсификация ФВ студентов в СурГПУ Узнавание
Знать процесс организации работы кафедры и спортивного клуба Узнавание
14 Организация физического воспитания в период трудовой леятельности Самостоятельное изучение Знать цель и задачи внедрения физической культуры в систему НОТ Узнавание
Знать динамику работоспособности человека в процессе труда. Знать основные формы и методические особенности их организации на производстве Воспроизведение
Уметь подбирать комплексы физических упражнений для людей различных профессий Применение
15 Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение Знать регрессивные изменения в основных функциональных системах людей старшего и пожилого возраста Узнавание
Знать принципы и особенности методик организации занятий с данным контингентом Узнавание
16 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение Знать три положения теоретической концепции организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Узнавание
Разбираться в особенностях задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Воспроизведение
Знать периоды развития детей данного возраста и группы в дошкольных учреждениях Узнавание
Уметь соотносить возраст и очередность развития форм и функций организма дошкольников. Знать комплекс "оживления" детского организма в первые годы его развития Воспроизведение
Знать направленность воздействия физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов на организм ребенка Узнавание
Уметь подбирать определенные средства, основываясь на методических особенностях физического воспитания в данном возрасте Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  2. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры /А.М.Максименко.-2-е изд,испр.и доп.-М.:Физическая культура,2009.-496 с.
  3. Семенов, Л.А.Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст] :учеб. пособие/ Л.А.Семенов.-М.: Советский спорт, 2011.-200 с. : ил.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред.проф.Ю.Ф.Курамшина.-3-е изд.,стереотип.-М.:Советский спорт,2007.-464 с.

Дополнительная

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.П. Евсеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40766.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. для студентов высш. проф. образования / В.В. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 172, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8003-1 : 332-37.
  3. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. Пособие для студентов пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255c.

Цифровые ресурсы

  1. fizkult-ura.ru /sci/ phusikal_culture 3,4,5,6,7
  2. http: //www.detskiysad.ru/ped/ped215.html
  3. www. fizkulturavshkole.ru /struktura/ html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Синявский, Н.И., Акушев Г.М., Власов В.В., Н.Н.Безноско Урок физической культуры в школе : учебно-методическое пособие. Специальность 050 720 Физическая культура.-Сургут:РИО СурГПУ, 2010.-174 с.
  2. Синявский Н.И. Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод.пособие /Синявский Н.И. [и др.] бюджет.учреждение высш.образования ХМАО-Югры "Сургут.гос.пед.ун-т".-Сургут: РИО СурГПУ,2016.-123 [1] c.