бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Ю.В. Волобуева заведующий кафедрой
согласовано Oct. 13, 2014
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Oct. 15, 2014

Б.1.2 Иностранный язык, 1 семестр

Б-4081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
К.Э. Агакишиева ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

Формирование и развитие умений (среднего уровня) чтения и перевода на основе владения определенным лексическим и грамматическим материалом, и базовых умений устного общения.

Задачи

  1. Формирование у студентов представлений о фонетическом строе немецкого языка, структуре предложения, правилах речевого этикета, навыков аудирования, чтения и перевода текстов среднего уровня бытовой сферы коммуникации
  2. Овладение навыками чтения, восприятия и перевода, извлечения , обработки и передачи информации на немецком языке в сфере социокультурной коммуникации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.5 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 26.0 ч.
КСР 2.5 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 45.25 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.5 ч. из 2.5 ч.
Часов в неделю 1.9 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Коммуникация в бытовой сфере общения. Формирование у студентов представлений о фонетическом строе немецкого языка, структуре предложения, правилах речевого этикета, навыков аудирования, чтения и перевода текстов среднего уровня бытовой сферы коммуникации 1. Вести беседу по теме, используя раннее изученные фонетические, лексические и грамматические явления. 2. Поддержать диалог, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи правилами речевого этикета. 3. Понимать эмоционально окрашенную речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении или в записи, уметь не только ориентироваться в общем содержании звучащего текста, но находить конкретную информацию, улавливать позицию говорящего и смысл его высказывания, делать записи по ходу слушания. 4. Вести беседу по прочитанному или прослушанному тексту, высказываться по поводу отношения автора к действующим лицам, реалиям и событиям. 5. Выразительно читать тексты (среднего уровня) в сфере бытовой коммуникации. 6. Владеть приемами разных видов чтения: чтения на общее понимание; поискового чтения, направленного на извлечение конкретной информации; изучающего чтения с элементами аннотирования, сопоставления, выделения главных компонентов содержания текста. 7. Владеть навыками орфографически правильного письма в пределах лексического минимума темы словарный диктант, состоящий из 15-20 слов (не считая артиклей), не допускать более 8 ошибок. 8. Составлять письменно биографию, сообщение по теме, обращая внимание на вводные и ключевые слова, связность, стиль и структуру написания текста.
  • Говорение и письмо. Правила речевого этикета (Коммуникация в бытовой сфере общения)
  • Чтение и аудирование. Культура и традиции изучаемого языка (Коммуникация в бытовой сфере общения)
  • Языковые единицы. (Коммуникация в бытовой сфере общения)
Модуль 2. Коммуникация в социокультурной сфере общения Овладение навыками чтения, восприятия и перевода, извлечения , обработки и передачи информации на немецком языке в сфере социокультурной коммуникации 1. Вести беседу по теме, используя раннее изученные фонетические, лексические и грамматические явления. 2. Поддержать диалог, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи правилами речевого этикета. 3. Понимать эмоционально окрашенную речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении или в записи, уметь не только ориентироваться в общем содержании звучащего текста, но находить конкретную информацию, улавливать позицию говорящего и смысл его высказывания, делать записи по ходу слушания. 4. Вести беседу по прочитанному или прослушанному тексту, высказываться по поводу отношения автора к действующим лицам, реалиям и событиям. 5. Выразительно читать тексты (среднего уровня) в сфере социокультурного характера. 6. Владеть приемами разных видов чтения: чтения на общее понимание; поискового чтения, направленного на извлечение конкретной информации; изучающего чтения с элементами аннотирования, сопоставления, выделения главных компонентов содержания текста. 7. Писать орфографически правильно в пределах лексического минимума темы словарный диктант, состоящий из 15-20 слов (не считая артиклей), не допускать более 8 ошибок.
  • Говорение и письмо. Правила речевого этикета (Коммуникация в социокультурной сфере общения)
  • Чтение и аудирование. Культура и традиции стран изучаемого языка (Коммуникация в социокультурной сфере общения)
  • Языковые единицы (Коммуникация в социокультурной сфере общения)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Входной контроль. Правила чтения. Чтение транскрипции. Ударение. Интонация. Практическая работа 2.0 1
2 Правила чтения. Открытые и закрытые слоги. Чтение транскрипции. Речевой этикет: приветсвие, прощание, выражение согласия/несогласия. Практическая работа 2.0 2
3 О себе и своей семье. Моя визитная карточка. Биография. Имя существительное: род, падеж, число. Речевой этикет: уточнение, переспрос. Практическая работа 2.0 3
4 Я и моя семья. Личные и притяжательные местоимения.Речевой этикет: выражение благодарности, извинения. Практическая работа 2.0 4
5 Я, мои друзья и наши увлечения. Артикль. Множественное число существительных. Практическая работа 2.0 5
6 Мой рабочий день. Структура немецкого предложения. Числительные. Индивидуальная работа 1.0 6
7 Рабочий день студента.Обозначение времени. Настоящее время Praesens. Практическая работа 2.0 6
8 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Практическая работа 2.0 7
9 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Индивидуальная работа 1.5 7
10 Рубежный контроль. Контрольная работа по 1 модулю. Контрольная работа 1.5 8
11 Культура и традиции ХМАО. Прошедшее разговорное время Perfekt. Практическая работа 2.0 9
12 Сургут:прошлое и настоящее. Артикли с именами собственными. Практическая работа 2.0 10
13 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа 2.0 11
14 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа 2.0 12
15 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Германии. Нулевой артикль Практическая работа 2.0 13
16 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Австрии. Практическая работа 2.0 14
17 Рубежный контроль. Контрольная работа по 2 модулю. Контрольная работа 1.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Входной контроль. Правила чтения. Чтение транскрипции. Ударение. Интонация. Практическая работа написать сообщение, частное письмо, представить письменно свою биографию на основе образца Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
2 Правила чтения. Открытые и закрытые слоги. Чтение транскрипции. Речевой этикет: приветсвие, прощание, выражение согласия/несогласия. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
3 О себе и своей семье. Моя визитная карточка. Биография. Имя существительное: род, падеж, число. Речевой этикет: уточнение, переспрос. Практическая работа написать сообщение, частное письмо, представить письменно свою биографию на основе образца Воспроизведение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
уметь работать с двуязычным словарём Узнавание
4 Я и моя семья. Личные и притяжательные местоимения.Речевой этикет: выражение благодарности, извинения. Практическая работа читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
5 Я, мои друзья и наши увлечения. Артикль. Множественное число существительных. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
6 Мой рабочий день. Структура немецкого предложения. Числительные. Индивидуальная работа читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
7 Рабочий день студента.Обозначение времени. Настоящее время Praesens. Практическая работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
8 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Практическая работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
9 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Индивидуальная работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
10 Рубежный контроль. Контрольная работа по 1 модулю. Контрольная работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
11 Культура и традиции ХМАО. Прошедшее разговорное время Perfekt. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
12 Сургут:прошлое и настоящее. Артикли с именами собственными. Практическая работа принимать участие в диалоге, если собеседник говорит медленно и отчётливо или помогает сформулировать фразу; задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках предусмотренных программой тем в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в стране изучаемого языка Воспроизведение
13 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
14 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
15 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Германии. Нулевой артикль Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
уметь определять часть речи и элементы значения слов на основе анализа их морфологической структуры (фразовые глаголы ) Узнавание
16 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Австрии. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
17 Рубежный контроль. Контрольная работа по 2 модулю. Контрольная работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Завьялова, В.М. Практический курс немецкого языка. Для начинающих : [учебник] / В.М. Завьяло- ва, Л.В. Ильина. - Изд. 8-е, испр. - М. : Кн. дом "Университет", 2012. - 864 с.

Дополнительная

  1. Krenn W. Ideen 3: Deutsch als Fremdsprache Kursbuch / Wilfried Krenn, Herbert Puchta. - [Б. м.]: Hue- ber Verlag, 2011. - 149 s.: ил.
  2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка: словарь-справочник / Н.Ф. Бориско. - 5-е изд., стер. - М. : Логос-М [и др.], 2010. - 350 с.
  3. Грамматика современного немецкого языка = Deutsche Grammatik. Aufbaukurs : учеб. для студе тов учреждений высш. проф. образования / [Л.Н. Григорьева и др.] ; Филолог. фак. Санкт-Петерб. гос. ун-та ; [отв. ред. Л.Н. Григорьева]. - М.: Академия [и др.], 2011. - 243 c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Филология).
  4. Нарустранг Е.В. Проверь себя! : тесты, тексты и контрол. работы по немец. яз. + ключи : [учеб.По- собие] / Е.В. Нарустранг. - СПб. : Антология, [2011]. - 126 с.
  5. Немецкий язык для бакалавров: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Бочкиной. - Тула: ТулГУ, 2006. - 336 с. Электронный ресурс – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/699/67699/files/tula_tsu_058.pdf
  6. Немецкий язык: туризм и сервис: Учебник / М.М. Васильева, М.А. Васильева. - М.: Альфа-М: И ФРА-М, 2011. - 304 с. Электронный ресурс - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=%D0%9D%D0%95%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA#none
  7. Носков С.А. Немецкий язык. Deutsche Themen, Texte, Testaufgaben: учебное пособие / С.А. Носков. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 346 с.
  8. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка в упражнениях / 4-е изд., испр., перераб. И оп. - СПб.: ТКАРО, 2012. - 384 с.

Цифровые ресурсы

  1. BRD Bundesrepublik Deutschland [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brd.su/stranovedenie/
  2. Der Weg [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://derweg.org/laender/gesamt/index.html
  3. Deutsch online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.de-online.ru/
  4. Grammatik im Deutschunterricht [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grammade.ru/
  5. Study German. Деловая переписка на немецком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studygerman.ru/online/correspondence/
  6. Was? Deutsch mit Spass! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. multikulti. ru
  7. Немецкие тексты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. deutsch - uni.com.ru
  8. Немецкий для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.communication.ru/test.htm
  9. Проверь себя! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deutschkurse.de/somm test/test ru.htm
  10. Справочник по грамматике немецкого языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studygerman.ru/online/manual/
  11. Флеш-карточки. 116 неправильных немецких глаголов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.de-online.ru/index/flehsh_kartochki_116_nepravilnykh_glagolov/0-477

Источники

Учебно-методические материалы