бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Ю.В. Волобуева заведующий кафедрой
согласовано 13 октября 2014 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 15 октября 2014 г.

Б.1.2 Иностранный язык, 1 семестр

Б-4081, 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
К.Э. Агакишиева ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

Формирование и развитие умений (среднего уровня) чтения и перевода на основе владения определенным лексическим и грамматическим материалом, и базовых умений устного общения.

Задачи

  1. Формирование у студентов представлений о фонетическом строе немецкого языка, структуре предложения, правилах речевого этикета, навыков аудирования, чтения и перевода текстов среднего уровня бытовой сферы коммуникации
  2. Овладение навыками чтения, восприятия и перевода, извлечения , обработки и передачи информации на немецком языке в сфере социокультурной коммуникации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,5 ч. (39,58%)
Контроль самостоятельной работы 2,5 ч.
Самостоятельная работа студента 45,25 ч. (62,85%)
Процент выполнения нагрузки 102,43%
Индивидуальная работа со студентами 2,5 ч. из 2,5 ч.
Часов в неделю 1,9 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Коммуникация в бытовой сфере общения. Формирование у студентов представлений о фонетическом строе немецкого языка, структуре предложения, правилах речевого этикета, навыков аудирования, чтения и перевода текстов среднего уровня бытовой сферы коммуникации 1. Вести беседу по теме, используя раннее изученные фонетические, лексические и грамматические явления. 2. Поддержать диалог, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи правилами речевого этикета. 3. Понимать эмоционально окрашенную речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении или в записи, уметь не только ориентироваться в общем содержании звучащего текста, но находить конкретную информацию, улавливать позицию говорящего и смысл его высказывания, делать записи по ходу слушания. 4. Вести беседу по прочитанному или прослушанному тексту, высказываться по поводу отношения автора к действующим лицам, реалиям и событиям. 5. Выразительно читать тексты (среднего уровня) в сфере бытовой коммуникации. 6. Владеть приемами разных видов чтения: чтения на общее понимание; поискового чтения, направленного на извлечение конкретной информации; изучающего чтения с элементами аннотирования, сопоставления, выделения главных компонентов содержания текста. 7. Владеть навыками орфографически правильного письма в пределах лексического минимума темы словарный диктант, состоящий из 15-20 слов (не считая артиклей), не допускать более 8 ошибок. 8. Составлять письменно биографию, сообщение по теме, обращая внимание на вводные и ключевые слова, связность, стиль и структуру написания текста.
  • Говорение и письмо. Правила речевого этикета (Коммуникация в бытовой сфере общения)
  • Чтение и аудирование. Культура и традиции изучаемого языка (Коммуникация в бытовой сфере общения)
  • Языковые единицы. (Коммуникация в бытовой сфере общения)
Модуль 2. Коммуникация в социокультурной сфере общения Овладение навыками чтения, восприятия и перевода, извлечения , обработки и передачи информации на немецком языке в сфере социокультурной коммуникации 1. Вести беседу по теме, используя раннее изученные фонетические, лексические и грамматические явления. 2. Поддержать диалог, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи правилами речевого этикета. 3. Понимать эмоционально окрашенную речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении или в записи, уметь не только ориентироваться в общем содержании звучащего текста, но находить конкретную информацию, улавливать позицию говорящего и смысл его высказывания, делать записи по ходу слушания. 4. Вести беседу по прочитанному или прослушанному тексту, высказываться по поводу отношения автора к действующим лицам, реалиям и событиям. 5. Выразительно читать тексты (среднего уровня) в сфере социокультурного характера. 6. Владеть приемами разных видов чтения: чтения на общее понимание; поискового чтения, направленного на извлечение конкретной информации; изучающего чтения с элементами аннотирования, сопоставления, выделения главных компонентов содержания текста. 7. Писать орфографически правильно в пределах лексического минимума темы словарный диктант, состоящий из 15-20 слов (не считая артиклей), не допускать более 8 ошибок.
  • Говорение и письмо. Правила речевого этикета (Коммуникация в социокультурной сфере общения)
  • Чтение и аудирование. Культура и традиции стран изучаемого языка (Коммуникация в социокультурной сфере общения)
  • Языковые единицы (Коммуникация в социокультурной сфере общения)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Входной контроль. Правила чтения. Чтение транскрипции. Ударение. Интонация. Практическая работа 2,0 1
2 Правила чтения. Открытые и закрытые слоги. Чтение транскрипции. Речевой этикет: приветсвие, прощание, выражение согласия/несогласия. Практическая работа 2,0 2
3 О себе и своей семье. Моя визитная карточка. Биография. Имя существительное: род, падеж, число. Речевой этикет: уточнение, переспрос. Практическая работа 2,0 3
4 Я и моя семья. Личные и притяжательные местоимения.Речевой этикет: выражение благодарности, извинения. Практическая работа 2,0 4
5 Я, мои друзья и наши увлечения. Артикль. Множественное число существительных. Практическая работа 2,0 5
6 Мой рабочий день. Структура немецкого предложения. Числительные. Индивидуальная работа 1,0 6
7 Рабочий день студента.Обозначение времени. Настоящее время Praesens. Практическая работа 2,0 6
8 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Практическая работа 2,0 7
9 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Индивидуальная работа 1,5 7
10 Рубежный контроль. Контрольная работа по 1 модулю. Контрольная работа 1,5 8
11 Культура и традиции ХМАО. Прошедшее разговорное время Perfekt. Практическая работа 2,0 9
12 Сургут:прошлое и настоящее. Артикли с именами собственными. Практическая работа 2,0 10
13 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа 2,0 11
14 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа 2,0 12
15 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Германии. Нулевой артикль Практическая работа 2,0 13
16 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Австрии. Практическая работа 2,0 14
17 Рубежный контроль. Контрольная работа по 2 модулю. Контрольная работа 1,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Входной контроль. Правила чтения. Чтение транскрипции. Ударение. Интонация. Практическая работа написать сообщение, частное письмо, представить письменно свою биографию на основе образца Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
2 Правила чтения. Открытые и закрытые слоги. Чтение транскрипции. Речевой этикет: приветсвие, прощание, выражение согласия/несогласия. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
3 О себе и своей семье. Моя визитная карточка. Биография. Имя существительное: род, падеж, число. Речевой этикет: уточнение, переспрос. Практическая работа написать сообщение, частное письмо, представить письменно свою биографию на основе образца Воспроизведение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
уметь работать с двуязычным словарём Узнавание
4 Я и моя семья. Личные и притяжательные местоимения.Речевой этикет: выражение благодарности, извинения. Практическая работа читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
5 Я, мои друзья и наши увлечения. Артикль. Множественное число существительных. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
6 Мой рабочий день. Структура немецкого предложения. Числительные. Индивидуальная работа читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
7 Рабочий день студента.Обозначение времени. Настоящее время Praesens. Практическая работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
8 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Практическая работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
9 Жилище. Предлоги места и направления. Глаголы haben/sein. Выражение es gibt Индивидуальная работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
10 Рубежный контроль. Контрольная работа по 1 модулю. Контрольная работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
аудировать и понимать отдельные фразы, наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
11 Культура и традиции ХМАО. Прошедшее разговорное время Perfekt. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
правильно интерпретировать значение грамматических категорий при переводе учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения Воспроизведение
12 Сургут:прошлое и настоящее. Артикли с именами собственными. Практическая работа принимать участие в диалоге, если собеседник говорит медленно и отчётливо или помогает сформулировать фразу; задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках предусмотренных программой тем в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в стране изучаемого языка Воспроизведение
13 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа придумать заглавие к тексту, составить план текста, выстроить логику событий учебного текста Применение
общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать транскрипцию слова Воспроизведение
14 Города и достопримечательности немецкоязычных стран (Die Sehenswuerdigkeiten von Berlin) Практическая работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
15 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Германии. Нулевой артикль Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
находить конкретную легко предсказуемую информацию учебных и элементарных функционально-прагматических текстов в рамках бытовой сферы общения; понимать простые письма личного характера Воспроизведение
воспроизводить при говорении и письме лексические языковые единицы в рамках предусмотренной программой тематики Воспроизведение
уметь определять часть речи и элементы значения слов на основе анализа их морфологической структуры (фразовые глаголы ) Узнавание
16 Знакомство со странами изучаемого языка: путешествие по Австрии. Практическая работа воспроизводить монологические высказывания в форме подготовленной речи, используя простые фразы Воспроизведение
читать и понимать короткие простые тексты в рамках предусмотренных программой тем Воспроизведение
уметь правильно читать односложные слова согласно делению по типам слогов, распознавать основные буквосочетания при чтении и письме Узнавание
17 Рубежный контроль. Контрольная работа по 2 модулю. Контрольная работа общаться на иностранном языке на знакомую социально-бытовую тему с предварительной подготовкой в рамках правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Завьялова, В.М. Практический курс немецкого языка. Для начинающих : [учебник] / В.М. Завьяло- ва, Л.В. Ильина. - Изд. 8-е, испр. - М. : Кн. дом "Университет", 2012. - 864 с.

Дополнительная

  1. Krenn W. Ideen 3: Deutsch als Fremdsprache Kursbuch / Wilfried Krenn, Herbert Puchta. - [Б. м.]: Hue- ber Verlag, 2011. - 149 s.: ил.
  2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка: словарь-справочник / Н.Ф. Бориско. - 5-е изд., стер. - М. : Логос-М [и др.], 2010. - 350 с.
  3. Грамматика современного немецкого языка = Deutsche Grammatik. Aufbaukurs : учеб. для студе тов учреждений высш. проф. образования / [Л.Н. Григорьева и др.] ; Филолог. фак. Санкт-Петерб. гос. ун-та ; [отв. ред. Л.Н. Григорьева]. - М.: Академия [и др.], 2011. - 243 c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Филология).
  4. Нарустранг Е.В. Проверь себя! : тесты, тексты и контрол. работы по немец. яз. + ключи : [учеб.По- собие] / Е.В. Нарустранг. - СПб. : Антология, [2011]. - 126 с.
  5. Немецкий язык для бакалавров: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Бочкиной. - Тула: ТулГУ, 2006. - 336 с. Электронный ресурс – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/699/67699/files/tula_tsu_058.pdf
  6. Немецкий язык: туризм и сервис: Учебник / М.М. Васильева, М.А. Васильева. - М.: Альфа-М: И ФРА-М, 2011. - 304 с. Электронный ресурс - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=%D0%9D%D0%95%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA#none
  7. Носков С.А. Немецкий язык. Deutsche Themen, Texte, Testaufgaben: учебное пособие / С.А. Носков. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 346 с.
  8. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка в упражнениях / 4-е изд., испр., перераб. И оп. - СПб.: ТКАРО, 2012. - 384 с.

Цифровые ресурсы

  1. BRD Bundesrepublik Deutschland [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brd.su/stranovedenie/
  2. Der Weg [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://derweg.org/laender/gesamt/index.html
  3. Deutsch online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.de-online.ru/
  4. Grammatik im Deutschunterricht [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grammade.ru/
  5. Study German. Деловая переписка на немецком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studygerman.ru/online/correspondence/
  6. Was? Deutsch mit Spass! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. multikulti. ru
  7. Немецкие тексты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. deutsch - uni.com.ru
  8. Немецкий для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.communication.ru/test.htm
  9. Проверь себя! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deutschkurse.de/somm test/test ru.htm
  10. Справочник по грамматике немецкого языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studygerman.ru/online/manual/
  11. Флеш-карточки. 116 неправильных немецких глаголов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.de-online.ru/index/flehsh_kartochki_116_nepravilnykh_glagolov/0-477

Источники

Учебно-методические материалы