бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 25 марта 2013 г.
О.Н. Стафеев декан факультета

Б.3.1 Педагогика, 3 семестр

Б-1071, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Способствовать самостоятельному изучению студентами содержания учебной дисциплины «Педагогика» и формированию у них общепрофессиональных педагогических знаний и умений.

Задачи

  1. • обеспечить доступность освоения сложных теоретических понятий о целях, содержании, структуре, движущих силах, технологиях и организационных формах современного образовательного процесса;
  2. • помочь студентам научиться выделять закономерности и современную систему принципов воспитания и моделировать способы их реализации в образовательном процессе;
  3. • содействовать в приобретении студентами умения интерпретировать сущность методов, форм и средств воспитания и моделированию условий их реализации в образовательном процессе с учетом особенностей региона, коллектива и индивидуальных характеристик воспитанника;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 16,0 ч.
Самостоятельная работа студента 68,0 ч. (62,96%)
Процент выполнения нагрузки 101,85%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 6,5 ч.
Часов в неделю 2,63 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общие основы педагогики • обеспечить доступность освоения сложных теоретических понятий о целях, содержании, структуре, движущих силах, технологиях и организационных формах современного образовательного процесса; Знать наиболее значительные педагогические идеи и теории, исторические и современные дидактические системы.
  • Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики
  • Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
  • Образование как общественное явление и педагогический процесс
  • Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
  • Методология педагогической науки
  • логика педагогического исследования
Модуль 2. Современные требования к содержанию образования: ФГОС второго поколения – основа модернизации образования Познакомить с основными нормативными докусентами ФГОС второго поколения и теми требованиями, которые он предъявляет к системе образования знание документов по ФГОС средней ступени обучения и тех изменений, которые появляются в учебном прочесе школы в следствии их реализации
  • ФГОС второго поколения
  • Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования
  • Нормативные документы, отражающие содержание образования при реализации ФГОС второго поколения в среднем звене школы
Модуль 3. Теория обучения содействовать в приобретении студентами умения интерпретировать сущность методов, форм и средств обучения и моделированию условий их реализации в образовательном процессе с учетом внедрения ФГОС второго поколения Знать сущность, движущие силы, логика образовательного процесса; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; обучение как сотворчество учителя и ученика; содержание образования как фундамент базовой культуры личности; государственный образовательный стандарт; методы обучения; современные модели организации обучения; типология и многообразие образовательных учреждений; авторские школыТеоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации.
  • Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса
  • Закономерности и принципы обучения.
  • Методы и средства обучения
  • Современные формы организации обучения
  • Анализ современных дидактических концепций обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики Лекция 2,0 1
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками Конференция 2,0 1
3 Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 2,0 2
4 Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Семинар 2,0 2
5 Понятие методологии педагогической науки. Семинар 2,0 2
6 Методологическая культура педагога Другое 2,0 3
7 Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования Семинар 2,0 3
8 Рубежный контроль Другое 2,0 4
9 Характеристика структуры и компонентов ФГОС ООО Семинар 2,0 4
10 Фундаментальное ядро содержания образования Семинар 2,0 4
11 Рубежный контроль Минизачет 2,0 5
12 Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса Лекция 2,0 5
13 Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций Семинар 2,0 6
14 Методы обучения Другое 2,0 6
15 Современные формы организации обучения Практическая работа 2,0 6
16 Классификация средств обучения. Лекция 2,0 7
17 Урок в свете требований ФГОС ООО Практическая работа 2,0 7
18 Интерактивные методы обучения Конференция 2,0 8
19 Интерактивные методы обучения Индивидуальная работа 2,0 8
20 Инновационные образовательные процессы. Лекция 2,0 9
21 Активные методы обучения Конференция 2,0 9
22 Технологическая карта урока Вариативное задание 2,0 10
23 Педагогические технологии Лекция 2,0 11
24 Педагогические технологии Практическая работа 2,0 11
25 Рубежный контроль Минизачет 2,0 13
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики Лекция описывать понятия, конкретизировать на конкретных примерах Воспроизведение
реализовывать навыки работы с педагогической литературой Применение
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками Конференция умеет анализировать связи педагогики с другими науками. Узнавание
Самостоятельно находить информацию из различных источников по изучаемой проблеме. Интерпретировать словесный материал. Знать задачи и функции педагогической практики. Применение
3 Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция описывать понятия, конкретизировать на конкретных примерах Воспроизведение
реализовывать навыки работы с педагогической литературой Применение
4 Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Семинар умеют характеризовать образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства Узнавание
5 Понятие методологии педагогической науки. Семинар представление о методологии педагогики Узнавание
6 Методологическая культура педагога Другое имеют представление о методологической культуре педагога Узнавание
7 Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования Семинар реализовывать навыки самостоятельной работы с педагогической литературы Применение
8 Рубежный контроль Другое описывать понятия, конкретизировать на конкретных примерах Воспроизведение
реализовывать навыки работы с педагогической литературой Применение
9 Характеристика структуры и компонентов ФГОС ООО Семинар уметь характеризовать документы ФГОС ООО Узнавание
10 Фундаментальное ядро содержания образования Семинар Уметь анализировать нормативные документы Применение
11 Рубежный контроль Минизачет уметь характеризовать документы ФГОС ООО Узнавание
12 Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса Лекция Выявлять, описыватьи объяснять педагогические факты, явление и процессы реальной жизни. Самостоятельно пополнять педагогические знания. Теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные противоречия педагогического процесса. Применение
13 Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций Семинар Уметь раскрывать сущность понятий Воспроизведение
Уметь сравнивать по заранее выделенным критериям дидактические системы Применение
14 Методы обучения Другое умеет конкретизировать использование тех или иных методов и средств обучения в зависимости от конкретной ситуации Применение
15 Современные формы организации обучения Практическая работа Раскрывает сущность современных форм организации обучения Воспроизведение
16 Классификация средств обучения. Лекция знание средств обученяя и особенностей их использования Узнавание
17 Урок в свете требований ФГОС ООО Практическая работа Характеризуют урок с позиции реализации ФГОС второго поколения Применение
18 Интерактивные методы обучения Конференция Имеют представление об использовании интерактивных методов обучени Узнавание
19 Интерактивные методы обучения Индивидуальная работа Имеют представление об использовании интерактивных методов обучени Узнавание
20 Инновационные образовательные процессы. Лекция определяют причины инновационных процессов в отечественном образовании Узнавание
21 Активные методы обучения Конференция проводить анализ эффективности использования активных методов обучения в зависимости от условий Применение
22 Технологическая карта урока Вариативное задание умеют анализировать технологические карты урока с позиции реализации требований ФГОС ООО Применение
23 Педагогические технологии Лекция выделяют общее и отличное в педагогических технологиях Воспроизведение
24 Педагогические технологии Практическая работа выделяют общее и отличное в педагогических технологиях Воспроизведение
25 Рубежный контроль Минизачет умеет конкретизировать использование тех или иных методов и средств обучения в зависимости от конкретной ситуации Применение
знание средств обученяя и особенностей их использования Узнавание
Имеют представление об использовании интерактивных методов обучени Узнавание
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа знание средств обученяя и особенностей их использования Узнавание

Литература

Основная

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Уч. для вузов.— СПб, 2001.
  2. Общая педагогика/Под ред. Сластенина В.А.: В 2ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.
  3. Педагогика. Уч. пос../ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Пед. общ-во России, 2007.
  4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А. Мижериков, под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Дополнительная

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.
  3. Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Под ред. А.Б. Воронцова, - М., Просвещение, 2010.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
  5. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

Цифровые ресурсы

  1. www.school-collection.edu.ru
  2. www.standart.edu.ru
  3. Католог книг: Педагогика. Дидактика. - http://www.zipsites.ru/?n=5/1/1/&s=1&show=3
  4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov_index.html
  5. Ситаров В.А. Дидактика. - http://www.twirpx.com/file/328077/
  6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - http://www.twirpx.com/file/554550/

Источники

Учебно-методические материалы