бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано 17 декабря 2014 г.
Р.А. Белошапка декан факультета

ЕН.Ф.03 Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе, 9 семестр 2 полусеместр

031, 050602.65, Изобразительное искусство, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.Г. Адюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов практических навыков эффективного применения в профессиональной деятельности современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

Задачи

  1. ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества
  2. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования
  3. ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 4,5 ч. из 4,5 ч.
Часов в неделю 5,8 ч. (6,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования Ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИКТ в образовании
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе Обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования уметь эффективно и обоснованно применять ИКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИКТ
  • ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
  • ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе
Методы оценки электронных средств учебного назначения ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения иметь представление о методах экспертизы и оценки современных электронных средств учебного назначения
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 1,0 1
2 Цели и задачи использования ИКТ в образовании Лекция 1,0 1
3 Информатизация общества Самостоятельное изучение 3,0 1
4 Информатизация общества Семинар 2,0 1
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 1,0 2
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 1,0 2
7 ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 2
8 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 2
9 ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение 3,0 3
10 ИКТ в учебном процессе Семинар 2,0 3
11 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 3,0 3
12 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа 1,0 3
13 Технологиия мультимедиа Самостоятельное изучение 4,0 3
14 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение 3,0 4
15 Информационные образовательные ресурсы Семинар 2,0 4
16 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 4,0 4
17 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Самостоятельное изучение 3,0 4
18 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция 2,0 4
19 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 1,5 4
20 Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах Лекция 2,0 5
21 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция 2,0 5
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое 1,0 5
23 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 1,0 5
24 Оценка качества программного средства учебного назначения Практическая работа 2,0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция знать определения понятий: технология, информационная революция, информационное общество, информатизация, информационная культура; Воспроизведение
знать определение понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС); Воспроизведение
знать основные этапы процесса информатизации образования; Воспроизведение
2 Цели и задачи использования ИКТ в образовании Лекция знать понятия ИКТ, виды ИКТ, этапы развития ИКТ Воспроизведение
знать критерии, используемые для классификации ИКТ Воспроизведение
знать средства информатизации общества; этапы становления информационного общества; Воспроизведение
3 Информатизация общества Самостоятельное изучение Результаты не указаны
4 Информатизация общества Семинар знать и уметь описывать процесс информатизации и его характеристики; Применение
знать положительные и отрицательные аспекты информатизации образования; Воспроизведение
уметь описывать группы потребностей системы образования в информатизации; Применение
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум знать и уметь описывать процесс информатизации и его характеристики; Применение
знать средства информатизации образования; Воспроизведение
знать положительные и отрицательные аспекты информатизации образования; Воспроизведение
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция знать определения понятий: компьютерные технологии, педагогические технологии, информационная модель; Воспроизведение
знать определения понятий: электронные средства учебного назначения, образовательное электронное издание; Воспроизведение
знать типы электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения; Воспроизведение
8 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция знать понятия: аппаратное обеспечение, мультимедиа, компьютерная сеть; Воспроизведение
знать определения понятий: телекоммуникационные средства, телеконференция, проект; Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций и проектов образовательного и учебного назначения; Воспроизведение
9 ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение Результаты не указаны
10 ИКТ в учебном процессе Семинар знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций и проектов образовательного и учебного назначения; Воспроизведение
знать подходы к использованию ИКТ в учебном процессе; Воспроизведение
знать виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении; Воспроизведение
знать критерии классификации технических средств; Воспроизведение
11 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить работу с таблицами и диаграммами Применение
уметь производить слияние документов при разработке учебно-дидактических материалов Применение
12 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Технологиия мультимедиа Самостоятельное изучение уметь примененять мультимедиа и коммуникационные технологии как средства реализации активных методов обучения Творчество
14 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение Результаты не указаны
15 Информационные образовательные ресурсы Семинар знать типы электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения; Воспроизведение
знать цели использования электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
16 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь создавать, редактировать и форматировать ЭТ Применение
уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
17 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Самостоятельное изучение уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах; Применение
18 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция знать понятия: мониторинг, качество образования, уровень обученности; Воспроизведение
знать цели измерения уровня знаний, умений и навыков обучаемых; Воспроизведение
19 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах Лекция Результаты не указаны
21 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция Результаты не указаны
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое Результаты не указаны
23 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны
24 Оценка качества программного средства учебного назначения Практическая работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330
  3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  4. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2006. - 378

Дополнительная

  1. Горячев, А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 164
  4. Соколов, Э.М. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов по специальности 656500 "Безопасность жизнедеятельности" / Э.М. Соколов, В.М. Панарин, Н.В. Воронцова. - М. : Машиностроение, 2006. - 238
  5. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии : [учеб. пособие] : в 2 ч. Ч. 1 : Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин ; худож. Н. Лозинская. - М. : БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Программа Intel "Обучение для будущего" Режим доступа: [www.iteach.ru]
  2. Теория и практика создания тестов для системы образования Майоров А.Н. учебное пособиеМ.: Интеллект-Центр, 2002 <URL:http://docent.uni-altai.ru/ElBook/Books/Test/Maiorov2/ maiorov2.djvu>.

Источники

Учебно-методические материалы