бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 февраля 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
Л.Г. Бортникова декан факультета

М2.Б.3 Инновационные технологии в преподавании предметов в начальной школе, 1 семестр

М-4021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11). Знает как исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития НОО знаниевый
Владеет общей схемой определения цели, задач, ценностных ориентиров, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС НО ориентировочный
Умеет опираться на содержание, требования ФГОС НОО при проектировании образовательного процесса в начальной школе с использованием инновационных педагогических технологий операциональный
Имеет опыт проектирования образовательного процесса в начальной школе с учётом содержания, требований ФГОС НОО опыт
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); Знает методические модели, методики, технологии и приемы обучения в НОО знаниевый
Владение общей схемой оценки результатов решения профессиональных задач. ориентировочный
Умение осуществлять рефлексию и коррекцию профессиональных действий по решению профессиональных задач. операциональный
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной деятельности (ПК-9); Знает пути распространения передового педагогического опыта знаниевый
Владеет общей схемой определения цели, задач, ценностных ориентиров, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС НОО и выбора содержания, форм и методов начального общего образования в зависимости от поставленной цели ориентировочный
Умеет обосновать цель, задачи, ценностные ориентиры, специфические особенности начального образования в соответствии с ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт моделирования и реализации образовательных ситуаций с учетом цели, задач, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС НОО опыт
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); Знает основные профессиональные задачи внедрения инновационных технологий в учебный процесс и способов их решения с учетом специфики психолого-педагогической теории и практики. знаниевый
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); Знает особенности формирования образовательной среды в НОО знаниевый
Понимание особенностей решения данной задачи в сравнении с другими задачами. ориентировочный
Умеет осуществлять педагогическое сопровождение процесса реализации инновационных педагогических технологий при обучении младших школьников с учетом выявленных проблем операциональный
- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); Знает пути формирования ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач знаниевый
Понимание роли средств информатизации в современном мире, возможности для формирования ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач ориентировочный
Умеет использовать прикладное программное обеспечение для решения типовых задач профессиональной деятельности операциональный
имеет опыт использования информационных технологий при изучении всех дисциплин учебного плана опыт

Цели изучения дисциплины

освоение современных технологий обучения в начальной школе и применение их в практике преподавания.

Задачи

  1. формирование теоретических основ методики преподавания в начальной на современном этапе

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 34,0 ч. (31,48%)
Контроль самостоятельной работы 24,0 ч.
Самостоятельная работа студента 75,0 ч. (69,44%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 2,43 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Инновационные технологии в преподавании предметов НОО Формировать психолого-педагогические основы использования инновационных педагогических технологий в НОО Владеет критериями оценки инновационных педагогических технологий
  • Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы
  • Обзор инновационных технологий в образовании
  • Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся.
  • Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации
  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • Активные формы и методы обучения
  • Формы уроков с использованием инновационных технологий
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Конференция 2,0 1
2 Обзор инновационных технологий в образовании Семинар 2,0 1
3 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Конференция 2,0 1
4 Обзор инновационных технологий в образовании Семинар 2,0 1
5 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Коллоквиум 2,0 1
6 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Контрольная работа 2,0 1
7 Формы уроков с использованием инновационных технологий Контрольная работа 2,0 1
8 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция 2,0 1
9 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Минизачет 2,0 1
10 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Лекция 2,0 2
11 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Семинар 2,0 2
12 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция 2,0 3
13 Активные формы и методы обучения Конференция 2,0 3
14 Активные формы и методы обучения Конференция 2,0 4
15 Активные формы и методы обучения Семинар 2,0 4
16 Формы уроков с использованием инновационных технологий Конференция 2,0 5
17 Формы уроков с использованием инновационных технологий Семинар 2,0 5
18 Рубежный контроль (проект) Другое 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Конференция Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
2 Обзор инновационных технологий в образовании Семинар Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
3 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Конференция Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
4 Обзор инновационных технологий в образовании Семинар Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
5 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Коллоквиум Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
6 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Контрольная работа Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
7 Формы уроков с использованием инновационных технологий Контрольная работа Знает формы уроков с использованием инновационных технологий Узнавание
Владение алгоритмом построения уроков экскурсий, интегрированных уроков, деятельностной направленности по целеполаганию по предметам начальной школы с учетом возрастных особенностей обучающихся Воспроизведение
Владение умениями построения уроков с использованием инновационных технологий обучения с учетом основных нормативных документов, отражающих требования к содержанию, результатам образования на начальной ступени образования в соответствии с ФГОС второго поколения Применение
8 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция Знает требования к организации группового взаимодействия, педагогические основы организации группового взаимодействия, этапы группового взаимодействия. Узнавание
Владеет критериями оценки групповой работы Воспроизведение
Имеет опыт выделения основных этапов проектирования группавой работы Применение
9 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Минизачет Знает требования к организации группового взаимодействия, педагогические основы организации группового взаимодействия, этапы группового взаимодействия. Узнавание
Владеет критериями оценки групповой работы Воспроизведение
Имеет опыт выделения основных этапов проектирования группавой работы Применение
10 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Лекция Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
11 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Семинар Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
12 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция Знает требования к организации группового взаимодействия, педагогические основы организации группового взаимодействия, этапы группового взаимодействия. Узнавание
13 Активные формы и методы обучения Конференция Знает характеристики основных активных методов обучения Узнавание
Умеет отбирать и реализовывать средства, формы оценки планируемых образовательных результатов обучающихся на ступени начального образования в соответствии с ФГОС НОО Воспроизведение
14 Активные формы и методы обучения Конференция Знает характеристики основных активных методов обучения Узнавание
Умеет отбирать и реализовывать средства, формы оценки планируемых образовательных результатов обучающихся на ступени начального образования в соответствии с ФГОС НОО Воспроизведение
Умеет анализировать особенности активных методов обучения, проектировать их реализацию. Применение
15 Активные формы и методы обучения Семинар Знает характеристики основных активных методов обучения Узнавание
Умеет отбирать и реализовывать средства, формы оценки планируемых образовательных результатов обучающихся на ступени начального образования в соответствии с ФГОС НОО Воспроизведение
Умеет анализировать особенности активных методов обучения, проектировать их реализацию. Применение
16 Формы уроков с использованием инновационных технологий Конференция Знает формы уроков с использованием инновационных технологий Узнавание
17 Формы уроков с использованием инновационных технологий Семинар Знает формы уроков с использованием инновационных технологий Узнавание
Владение алгоритмом построения уроков экскурсий, интегрированных уроков, деятельностной направленности по целеполаганию по предметам начальной школы с учетом возрастных особенностей обучающихся Воспроизведение
Владение умениями построения уроков с использованием инновационных технологий обучения с учетом основных нормативных документов, отражающих требования к содержанию, результатам образования на начальной ступени образования в соответствии с ФГОС второго поколения Применение
18 Рубежный контроль (проект) Другое Знание основных направлений инноваций в НОО Узнавание
Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Узнавание
Знает современную нормативно-правовую НОО Узнавание
Описывает психолого-педагогический контекст инновайий в НОО Воспроизведение
Знает особенности восприятия и понимания учебноц информации младшими школьниками Узнавание
Знает схемно-знаковые модели представления знаний. Узнавание
Составляет схемно-знаковые модели представления знаний. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Матяш. — 2-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 160 с.
  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с. - (Высшее профессиональное образование).
  3. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [идр.] : МарТ, 2006. - 332, [1] с., перераб. и доп.-Ростов-на-Дону:МарТ [и др.], 2010.
  4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. – 317 с

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. [Текст] М.: Академия, 2012.
  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просве¬щение, 2011. — 190 с. — (Работаем по новым стандар¬там).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. О т действия к мысли [Текст] / П од ред. А. Г . Асмолова. М.: Просвещение, 2012.
  5. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / Т. Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 132 с. - 978-5-9675-0755-7. То же [Электронный ресурс]Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
  6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  7. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562
  8. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 432 с.
  9. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842
  10. Федотова Е. Л.Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 336 с. То же [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=251095

Цифровые ресурсы

  1. Cлободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  2. Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii
  3. Интерактивные методы обучения. методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sch16.baranovichi.edu.by/sm_full.aspx?guid=5443
  4. Технологии игрового обучения в начальной школе: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-298808.html

Источники

Учебно-методические материалы