бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 февраля 2015 г. утверждено 3 марта 2015 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 3 марта 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 3 марта 2015 г.

В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-1021, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Знает сущность понятий «технология обучения», «технология воспитания» и «возрастные особенности обучающихся». знаниевый
Понимает особенностей применения современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. ориентировочный
Умеет оценить правильность выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения операциональный
Имеет опыт оценки правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения опыт
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Знает сущности понятий: «профессиональная область знаний общества»; «популяризация профессиональной области знаний общества». знаниевый
Понимает особенности решения данной задачи в сравнении с другими задачами. ориентировочный
Умеет определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации культурно-просветительской деятельности операциональный
Имеет опыт анализа региональной культурной образовательной среды опыт
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); Знает сущность понятия «информационные технологии». знаниевый
Понимает особенности использования образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования. ориентировочный
Умеет выбирать критерии оценки возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования; операциональный
Имеет опыт выбора критериев оценки возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования опыт
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); Знает гносеологические и методологические основы познания. знаниевый
Умеет выделять определять смысложизненные ориентиры с учетом социального, культурного, духовного многообразия современного мира ориентировочный
Владеет приемами обработки и анализа данных в социальных, гуманитарных и экономических науках в решении профессиональных задач операциональный
Имеет опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов профессиональных умений в области использования ИКТ в организации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формировать теоретические знания и практические умения у студентов для выбора ИКТ при в зависимости от конкретной профессиональной задачи.
  2. Формировать у студентов умения применять ИКТ в целях обеспечения качества учебного процесса в начальной школе.
  3. Сформировать у студентов умение проектировать процесс обучения детей младшего школьного возраста по разным предметным областям с использованием на ИКТ.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 11,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 3,38 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ В НОО Рассмотреть классификацию современных ИКТ и области их применения в образовательной деятельности начальной школы. Знание основных направлений и тенденции развития новых образовательных технологий в начальном образовании
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.
  • Учебные материалы нового поколения
Модуль 2. Инструменты и средства ИКТ для организации коллективной учебной деятельности Обеспечить владение современными средствами ИКТ для поиска, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для организации образовательной деятельности. Знает назначение, области применения и способы реализации новых информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании.
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности на уровне НОО Сформировать умение организовывать учебно-воспитательный процесс в начальной школе с применением ИКТ для повышения его эффективности. Формирование навыков использования новых информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании
  • Компьютерные технологии в современном языковом образовании.
  • Информационные технологии в литературном образовании.
  • Информационные технологии в начальном естественно-математическом образовании.
  • Подготовка портфоло

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2,0 1
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2,0 1
3 Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Лекция 2,0 2
4 Учебные материалы нового поколения Лекция 2,0 2
5 Рубежный контроль Минизачет 2,0 3
6 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа 2,0 3
7 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Минизачет 2,0 4
8 Технология коллективной работы над документами. Лекция 2,0 4
9 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 5
10 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Лекция 2,0 5
11 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 6
12 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Лекция 2,0 6
13 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа 2,0 7
14 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2,0 7
15 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа 2,0 7
16 Рубежный контроль Минизачет 2,0 8
17 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2,0 8
18 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2,0 8
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2,0 9
20 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа 2,0 9
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа 2,0 10
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Индивидуальная работа 1,0 10
23 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа 2,0 11
24 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция 2,0 11
25 Подготовка портфолио Практическая работа 2,0 12
26 Подготовка портфолио Лекция 2,0 12
27 Подготовка портфолио Практическая работа 2,0 13
28 Рубежный контроль Минизачет 2,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Знание современных тенденций развития школьного образования в области использования ИКТ Воспроизведение
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Знает понятие ИКТ Воспроизведение
Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
3 Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Лекция Знает универсальные учебные действия, формируемые в НОО Узнавание
Перечисляет ИКТ с помощью которых можно формировать то или иное УУД Воспроизведение
4 Учебные материалы нового поколения Лекция Знает учебные материалы нового поколения. Узнавание
Конкретизирует особенности применения средств ИКТ в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. Применение
5 Рубежный контроль Минизачет Знает универсальные учебные действия, формируемые в НОО Узнавание
Перечисляет ИКТ с помощью которых можно формировать то или иное УУД Воспроизведение
Знает учебные материалы нового поколения. Узнавание
Конкретизирует особенности применения средств ИКТ в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. Применение
6 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа Знание средств ИКТ для создания электронных документов коллективом Узнавание
Описывает технологии коллективной работы над электронными документами Воспроизведение
Уметь создавать и оценивать вики-статьи Применение
7 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Минизачет Дает определение интеллект-картам Узнавание
Описывает алгоритм создания интеллект-карт Воспроизведение
Демонстрирует понимание особенностей создания интеллект-карт с помощью ИКТ и их использованием в учебном процессе начальной школы Применение
Умеет создавать интеллект-карты с помощью средств ИКТ Применение
8 Технология коллективной работы над документами. Лекция Знание средств ИКТ для создания электронных документов коллективом Узнавание
Описывает технологии коллективной работы над электронными документами Воспроизведение
9 Организация сетевого обучения. Практическая работа Описывает организацию сетевого обучения младших школьников Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны сетевого обучения младших школьников Применение
Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
10 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Лекция Дает определение интеллект-картам Узнавание
Описывает алгоритм создания интеллект-карт Воспроизведение
Демонстрирует понимание особенностей создания интеллект-карт с помощью ИКТ и их использованием в учебном процессе начальной школы Применение
11 Организация сетевого обучения. Практическая работа Описывает организацию сетевого обучения младших школьников Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны сетевого обучения младших школьников Применение
Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
12 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Лекция Описывает технологию работы с вебинарами и видеоконференциями Воспроизведение
13 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа Описывает технологию работы с вебинарами и видеоконференциями Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны технологии работы с сервисами сети Интернет Применение
Умеет организовать чат-занятие Применение
14 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Знает нормативно-правовую базу по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Воспроизведение
15 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа Описывает технологию работы с вебинарами и видеоконференциями Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны технологии работы с сервисами сети Интернет Применение
Умеет организовать чат-занятие Применение
16 Рубежный контроль Минизачет Описывает технологии коллективной работы над электронными документами Воспроизведение
Описывает организацию сетевого обучения младших школьников Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны сетевого обучения младших школьников Применение
Описывает технологию работы с вебинарами и видеоконференциями Воспроизведение
Оценивает положительные и отрицательные стороны технологии работы с сервисами сети Интернет Применение
Дает определение интеллект-картам Узнавание
Описывает алгоритм создания интеллект-карт Воспроизведение
Демонстрирует понимание особенностей создания интеллект-карт с помощью ИКТ и их использованием в учебном процессе начальной школы Применение
Уметь создавать и оценивать вики-статьи Применение
Умеет создавать интеллект-карты с помощью средств ИКТ Применение
Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
Умеет организовать чат-занятие Применение
17 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Описание использование ИКТ на разных этапах изучения систем языка в начальной школе Применение
18 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Описание использование ИКТ на разных этапах изучения систем языка в начальной школе Применение
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа Умеет проектировать урок по математике с использованием средств ИКТ Применение
20 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа Описывает возможности использования видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Применение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа Умеет обоснованно выбирать средства ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать урок с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Индивидуальная работа Умеет обоснованно выбирать средства ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать урок с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
23 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа Умеет обоснованно выбирать средства ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать урок с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
24 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция Умеет обоснованно выбирать средства ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать урок с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
25 Подготовка портфолио Практическая работа Описывает алгоритм создания элетронного портфолио Воспроизведение
Умеет создавть электронное портфолио Применение
26 Подготовка портфолио Лекция Описывает алгоритм создания элетронного портфолио Воспроизведение
27 Подготовка портфолио Практическая работа Описывает алгоритм создания элетронного портфолио Воспроизведение
Умеет создавть электронное портфолио Применение
28 Рубежный контроль Минизачет Описывает возможности использования видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Применение
Умеет проектировать урок по математике с использованием средств ИКТ Применение
Умеет обоснованно выбирать средства ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от профессиональной задачи Применение
Описывает алгоритм создания элетронного портфолио Воспроизведение
Умеет создавть электронное портфолио Применение
Умеет проектировать урок с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
Умеет создавать интеллект-карты с помощью средств ИКТ Применение

Литература

Основная

  1. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 306 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01350-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112219
  2. Организация образовательного процесса в школе [Текст] : учеб.-метод пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) "Педагогика" / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 443 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.
  4. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.
  5. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

  1. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И.Г. Захарова. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010.
  3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Информатика и вычислительная техника).
  4. Информационные технологии на уроках в начальной школе : [сборник] / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 223, [1] с. - (Новое в преподавании в школе)
  5. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 110, [1] с.
  6. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293
  7. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова].– М.:Просвещение, 2011.– 00 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  4. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  5. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
  6. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx
  7. Создание новой Вики-страницы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B

Источники

Учебно-методические материалы