бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
А.В. Фурсов декан факультета

М1.Б.2 Методология и методы научного исследования, 1 семестр 1 полусеместр

М-4011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория физической культуры и технологии физического воспитания), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
• готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении обра-зовательных и профессиональных задач (ОК-2) знание истории развития и современных проблем науки и образования знаниевый
умение использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач операциональный
• готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) умение разрабатывать программу педагогического исследования в соответствии с задачами исследования операциональный
• готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7) знание методов науки, возможные ошибки их применения ориентировочный
умение выбирать методы исследования, направленные на решение проблемы исследования операциональный
• способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5) умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа; умение выделить теоретическую и практическую значимость результатов исследования операциональный
• способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научно-го профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3) умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования операциональный
• способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) умение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления операциональный

Цели изучения дисциплины

Повышение методологической культуры будущих магистров педагогического образования, развитие их научно-познавательной, исследовательской и творческой активности, совершенствование готовности к решению комплекса профессиональных исследовательских задач, к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности

Задачи

  1. Сформировать когнитивный и ориентировочный компоненты научно-исследовательской деятельности магистранта
  2. Сформировать операциональный компонент научно-исследовательской деятельности магистранта

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 1.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 3.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 26.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Специфика научного исследования Сформировать когнитивный и ориентировочный компоненты научно-исследовательской деятельности магистранта Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Умение формулировать аппарат исследования и разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Общая методология научного педагогического исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Выбор методов исследования Сформировать операциональный компонент научно-исследовательской деятельности магистранта Знание методов науки, возможные ошибки их применения Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования, проектировать программу исследования на основе выбора методов исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция 1.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Индивидуальная работа 1.0 1
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
4 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2.0 3
5 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 3
6 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 5
7 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа 2.0 5
8 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа 2.0 5
9 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 6
10 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 6
11 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 7
12 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Индивидуальная работа Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать аппарат исследования Применение
4 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
5 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа (< 1 часа) Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
6 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования Применение
7 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа Знание теоретических методов науки, возможные ошибки их применения Воспроизведение
8 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа Знание теоретических методов науки, возможные ошибки их применения Воспроизведение
9 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования Применение
10 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
11 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
12 Рубежный контроль Контрольная работа Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. 1.Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического иссле-дования. – М.: Академический проект, 2010. – Гл. 3.
  3. 4. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  4. 5. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.

Дополнительная

  1. 1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.
  2. 2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического иссле-дования. – М., 2001.
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.

Цифровые ресурсы

  1. 1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. 2. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
  3. 3. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
  4. 4. http://library.surgpu.ru:8080/MarcWeb2/Found.asp

Источники

Учебно-методические материалы