бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 февраля 2015 г. утверждено 4 марта 2015 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 3 марта 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 3 марта 2015 г.

Б.3.13 Мониторинг результатов освоения ООП НОО, 8 семестр

Б-1021, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Знает сущности понятий: «методика»; «технология»; «информационные технологии»; «качество учебно-воспитательного процесса». знаниевый
Понимает особенностей применения современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. ориентировочный
Умеет оценить правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. операциональный
Имеет опыт оценки правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. опыт
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4). Знает сущности понятий: «образовательная среда»; «качество образования». знаниевый
Понимает особенности использования образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования. ориентировочный
Умеет выбирать критерии оценки возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования. операциональный
Имеет опыт изучения возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования на основе логической схемы. опыт
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); Знает сущности понятий: "диагностика", "диагностирование", "методы диагностики", "оценка достижений обучающихся и воспитанников", "критерии оценки достижений обучающихся и воспитанников" в психологическом и педагогическом аспекте. знаниевый
Владеет общей схемой осуществления диагностирования достижений обучающихся и воспитанников на основе выбранных методов исследования. ориентировочный
Умеет осуществлять выбор современных психолого-педагогических методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. операциональный
Имеет опыт определения критериев диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать у студентов профессиональную компетенцию по овладению средствами оценки результатов освоения ООП НОО.

Задачи

  1. Формировать теоретические знания и практические умения студентов по выбору средств оценки результатов освоения ООП НОО в зависимости от конкретной образовательной организации.
  2. Формироваь у студентов умения применять средства оценки результатов освоения ООП НОО в целях обеспечения качества учебного процесса в начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 67,0 ч. (62,04%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 11,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Мониторинг в НОО как инструмент оценки его качества. Сформировать знания о видах мониторинга и сферах его применения в управлении образованием в начальной школе. Знание о применении мониторинга в управлении образованием в НОО
  • Мониторинг в начальной школе
  • Системный анализ введения ФГОС НОО
  • ООП образовательной организации как комплексный проект. Введение новшеств с помощью проектных технологий
Модуль 2. Планирование и реализация мониторинга результатов освоения ООП НОО Сформировать умения и навыки осуществления мониторинга результатов освоения ООП НОО. Умение выбирать современные методики и технологии мониторинга , в том числе и информационные, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения для решения профессиональных задач.
  • Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия
  • Мониторинг основных учебных умений школьника
  • Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся начальной школы
  • Промежуточные результаты освоения ООП НОО
  • Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО
  • Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Мониторинг в начальной школе Лекция 2,0 1
2 Мониторинг в начальной школе Индивидуальная работа 2,0 1
3 Мониторинг в начальной школе Конференция 2,0 1
4 Системный анализ введения ФГОС НОО Практическая работа 2,0 2
5 Системный анализ введения ФГОС НОО Практическая работа 2,0 2
6 ООП школы как комплексный проект. Введение новшеств с помощью проектных технологий: деловая игра Практическая работа 2,0 3
7 Рубежный контроль Минизачет 2,0 3
8 Системный анализ введения ФГОС НОО Индивидуальная работа 2,0 3
9 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Практическая работа 2,0 4
10 ООП школы как комплексный проект. Введение новшеств с помощью проектных технологий: деловая игра Практическая работа 2,0 4
11 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Практическая работа 2,0 5
12 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Лекция 2,0 5
13 Мониторинг основных учебных умений школьника Практическая работа 2,0 6
14 Мониторинг основных учебных умений школьника Лекция 2,0 6
15 Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся начальной школы Практическая работа 2,0 7
16 Промежуточные результаты освоения ООП ООО Практическая работа 2,0 7
17 Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся начальной школы Индивидуальная работа 2,0 7
18 Промежуточные результаты освоения ООП ООО Практическая работа 2,0 8
19 Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО Практическая работа 2,0 8
20 Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО Практическая работа 2,0 9
21 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Практическая работа 2,0 10
22 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Практическая работа 2,0 11
23 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Лекция 2,0 11
24 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Конференция 2,0 12
25 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Практическая работа 2,0 12
26 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Индивидуальная работа 1,0 12
27 Рубежный контроль Минизачет 2,0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Мониторинг в начальной школе Лекция Знает объекты школьного мониторинга Узнавание
Описывать основные направления школьного мониторинга в школе первой ступени Воспроизведение
2 Мониторинг в начальной школе Индивидуальная работа Знает объекты школьного мониторинга Узнавание
Описывать основные направления школьного мониторинга в школе первой ступени Воспроизведение
3 Мониторинг в начальной школе Конференция Знает объекты школьного мониторинга Узнавание
Описывать основные направления школьного мониторинга в школе первой ступени Воспроизведение
4 Системный анализ введения ФГОС НОО Практическая работа Знает основные требования, предъявляемые к процессу, условиям и результату образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО. Узнавание
Умеет конкретизировать профессиональные проблемы в связи с реализацией ФГОС НОО Применение
5 Системный анализ введения ФГОС НОО Практическая работа Умеет оценивать новшества, наиболее эффективные для введения ФГОС НОО Применение
6 ООП школы как комплексный проект. Введение новшеств с помощью проектных технологий: деловая игра Практическая работа Знает проектную технологию введения новшеств Воспроизведение
Умеет определять основные требования ФГОС к основной образовательной программе Применение
7 Рубежный контроль Минизачет Знает объекты школьного мониторинга Узнавание
Описывать основные направления школьного мониторинга в школе первой ступени Воспроизведение
Знает основные требования, предъявляемые к процессу, условиям и результату образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО. Узнавание
Умеет конкретизировать профессиональные проблемы в связи с реализацией ФГОС НОО Применение
Умеет оценивать новшества, наиболее эффективные для введения ФГОС НОО Применение
8 Системный анализ введения ФГОС НОО Индивидуальная работа Знает основные требования, предъявляемые к процессу, условиям и результату образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО. Узнавание
Умеет конкретизировать профессиональные проблемы в связи с реализацией ФГОС НОО Применение
Умеет оценивать новшества, наиболее эффективные для введения ФГОС НОО Применение
9 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Практическая работа Знает сущность понятий: " мониторинг", " инструментарий мониторинга", "система показателей и критериев мониторинга" Узнавание
Знает цели и задачи, содержание школьного мониторинга Воспроизведение
10 ООП школы как комплексный проект. Введение новшеств с помощью проектных технологий: деловая игра Практическая работа Знает проектную технологию введения новшеств Воспроизведение
Умеет определять основные требования ФГОС к основной образовательной программе Применение
11 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Практическая работа Выявляет проблемы и перспективы мониторинга планируемых результатов освоения ООП НОО. Применение
12 Мониторинг планируемых результатов освоения ООП НОО: основные понятия Лекция Результаты не указаны
13 Мониторинг основных учебных умений школьника Практическая работа Описывает схему организации входного, текущего и итогового мониторинга. Применение
14 Мониторинг основных учебных умений школьника Лекция Описывает схему организации входного, текущего и итогового мониторинга. Применение
15 Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся начальной школы Практическая работа Описывает возможности компьютерных технологий, реализующих диагностические процедуры Воспроизведение
16 Промежуточные результаты освоения ООП ООО Практическая работа Описывает специфику видов промежуточного оценивания результатов освоения ООП Воспроизведение
17 Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся начальной школы Индивидуальная работа Описывает возможности компьютерных технологий, реализующих диагностические процедуры Воспроизведение
18 Промежуточные результаты освоения ООП ООО Практическая работа Описывает специфику видов промежуточного оценивания результатов освоения ООП Воспроизведение
19 Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО Практическая работа Описывает специфику видов промежуточного оценивания результатов освоения ООП Воспроизведение
Конкретизирует методы проверки и оценки, формы оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение
20 Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО Практическая работа Описывает специфику видов промежуточного оценивания результатов освоения ООП Воспроизведение
Конкретизирует методы проверки и оценки, формы оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение
21 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Практическая работа Описывает критерии оценивания достижения метапредметных и предметных результатов Воспроизведение
Умеет проводить анализ контрольных работ по разным предметным областям Применение
22 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Практическая работа Описывает критерии оценивания достижения метапредметных и предметных результатов Воспроизведение
Умеет проводить анализ контрольных работ по разным предметным областям Применение
23 Современные средства оценивания результатов освоения образовательных программ отдельных учебных предметов Лекция Описывает критерии оценивания достижения метапредметных и предметных результатов Воспроизведение
24 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Конференция Выявляет критерии оценки системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Воспроизведение
25 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Практическая работа Умеет оценивать систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО конкретных образовательной организации Применение
26 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Индивидуальная работа Выявляет критерии оценки системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Воспроизведение
Умеет оценивать систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО конкретных образовательной организации Применение
27 Рубежный контроль Минизачет Знает сущность понятий: " мониторинг", " инструментарий мониторинга", "система показателей и критериев мониторинга" Узнавание
Выявляет проблемы и перспективы мониторинга планируемых результатов освоения ООП НОО. Применение
Знает цели и задачи, содержание школьного мониторинга Воспроизведение
Описывает схему организации входного, текущего и итогового мониторинга. Применение
Описывает возможности компьютерных технологий, реализующих диагностические процедуры Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Звонников, В.И.Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 222, [2] с. - (Высшее профессиональное образование).
  2. Касаткина, Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения : учебное пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. - 204 с. - ISBN 978-5-8353-1060-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232325
  3. Мониторинг качества учебного процесса : принципы, анализ, планирование / авт.-сост.: Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 124 с
  4. Планируемые результаты начального общего образования : пособие / [Л.Л. Алексеева и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 119, [2] с

Дополнительная

  1. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании : учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. - М. : Логос, 2007. - 368 с. - ISBN 978-5-98704-138-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84744
  2. Итоговая аттестация учащихся : док., планирование, критерии оценки знаний / авт.-сост. О.Д. Колодчук. - Волгоград : Учитель, 2009. - 239 с
  3. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / [В.И. Загвязинский и др.] ; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2013. - 237, [2] с.
  4. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1-й класс : [метод. рекомендации : тесты] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева ; под ред. О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. - [20] отд. л. ил. + прил. 29, [3] с
  5. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2-й класс : [метод. рекомендации : тесты] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева ; под ред. О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. - [20] отд. л. ил. + прил. 29, [3] с.
  6. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3-й класс : [метод. рекомендации : тесты] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева ; под ред. О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - [40] отд. л. ил. + прил. 45 с.
  7. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 206 с. http://znanium.com/bookread.php?book=394711
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : пособие : в 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 213, [3] с.
  9. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - 2-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 176 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-9963-1000-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221944

Цифровые ресурсы

  1. Вандышев, М.Н., Петрова, Л.Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов: Отчет по результатам социологического исследования – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isito.org/u_files/Vandishev_Petrova_rabotodateli_o_kachestve_obrazovania.doc?PHPSESSID=7a5547238b4f6b2bd05f03ac6fefd159
  2. Моделирование системы оценки результатов обучения первоклассников с перспективой использования ресурса «система электронных дневников и журналов» //Пермский педагогический журнал. № 3. - 2012. – С. 56-62. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-otsenki-rezultatov-obucheniya-pervoklassnikov-s-perspektivoy-ispolzovaniya-resursa-sistema-elektronnyh#ixzz3FwGovakI
  3. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: учебное пособие [Электронный ресурс] / К.Н.Поливанова. – URL: http://rcokoit.ru/dld/hse/polivanova.pdf.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 31, [2] с

Учебно-методические материалы