бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано March 2, 2015 утверждено March 6, 2015
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано March 3, 2015
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано March 4, 2015

М1.Б.3 Методология и технология психолого-педагогического исследования, 2 семестр 2 полусеместр

М-4071, 44.04.01, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
• способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) Умение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений будущих магистров педагогического образования.

Задачи

  1. Актуализировать, конкретизировать и расширить теоретико-методологиеские знания магистрантов по проектированию и реализации педагогического исследования;
  2. Формировать исследовательские умения по разработке программы научного педагогического исследования, умения обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 21.0 ч.
Лекция 3.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 51.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 2.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Специфика научного исследования Сформировать когнитивный и ориентировочный компоненты научно-исследовательской деятельности магистранта Знание сущности, видов, структуры научного исследования Умение формулировать аппарат исследования и разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Общая методология и технология научного педагогического исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Правила оформления элементов научного аппарата
  • Технология и технологические этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Выбор методов исследования Сформировать операциональный компонент научно-исследовательской деятельности магистранта Знание методов науки, возможные ошибки их применения Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования, проектировать программу исследования на основе выбора методов исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования. Технологические особенности реализации методов теоретических методов научного познания
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования и технология их реализации. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология и технология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция 1.0 1
2 Общая методология и технология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция 2.0 1
3 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 1
4 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Контрольная работа 2.0 1
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
7 Технология и технологические этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2.0 3
8 Технология и технологические этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Минизачет 2.0 3
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Минизачет 2.0 3
10 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 5
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования и технология их реализации Практическая работа 2.0 5
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 6
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 1.0 6
14 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Самостоятельное изучение 2.0 7
15 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Минизачет 2.0 7
16 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология и технология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования Воспроизведение
2 Общая методология и технология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования Воспроизведение
3 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
4 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Контрольная работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать аппарат исследования Применение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать аппарат исследования Применение
7 Технология и технологические этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
8 Технология и технологические этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Минизачет Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Минизачет Умение формулировать аппарат исследования Применение
10 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования в профессиональной деятельности Применение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования и технология их реализации Практическая работа Знание теоретических методов науки, возможные ошибки их применения; использовать теоретические методы исследования в профессиональной деятельности Применение
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования в профессиональной деятельности Применение
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования в профессиональной деятельности Применение
14 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Самостоятельное изучение Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
15 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Минизачет Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
16 Рубежный контроль Контрольная работа Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования Воспроизведение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования в профессиональной деятельности Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. 1.Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  3. Рузавин, Г. И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2012.- 288 с. . – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=115020. – Загл с экрана.
  4. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  5. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина . - М.: Флинта, 2011. – 204 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=93458.- Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.
  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического иссле-дования. – М., 2001.
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  4. Юдина, О. И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс] : Учебное пособие / О.И. Юдина. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=270324. – Загл с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. http://library.surgpu.ru:8080/MarcWeb2/Found.asp
  2. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
  3. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Методология и технология педагогического исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр» (Профиль «Историческое образование» Магистерская программа «Современные проблемы истории и исторического образования», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа М 1. Б. 2. Методология и технология психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр» (Профиль «Историческое образование» Магистерская программа «Современные проблемы истории и исторического образования», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.