бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 17 февраля 2015 г. утверждено 2 июля 2015 г.
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано 11 марта 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 16 марта 2015 г.

Б.2.1 Информатика, 2 семестр 2 полусеместр

Б-4091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.Г. Адюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-5 - применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач знать стандартные статистические пакеты прикладных программ для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач; знаниевый
владеть навыками работы с электронными таблицами и статистическими программными пакетами; операциональный
уметь реализовывать основные методы математического анализа и моделирования, статистической обработки данных в пакетах прикладных программ; операциональный
ОК-9 - проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. знать основы информационной культуры; знаниевый
владеть навыками проведения библиографической и информационно-поисковой работы в научной и практической деятельности; операциональный
уметь работать с электронными поисковыми системами; операциональный
применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); знать назначение, классификацию и архитектуру технических и программных средств реализации информационных процессов, принципы организации данных в ПК; знаниевый
знать общепрофессиональные теоретические и методические основы информационной безопасности и защиты информации; знаниевый
знать средства получения, переработки и хранения информации; знаниевый
знать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; знаниевый
уметь использовать прикладное программное обеспечение для решения типовых задач профессиональной деятельности; ориентировочный
владеть навыками работы в операционной системе, системным программным обеспечением общего назначения и прикладным программным обеспечением, соответствующим типовым задачам профессиональной деятельности; операциональный
иметь опыт использования системного программного обеспечения общего назначения и прикладного обеспечения для решения типовых задач профессиональной деятельности; опыт
проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9); знать принципы работы в информационно-поисковых системах; знаниевый
уметь использовать компьютерные сети, их службы и сервисы, для сбора, обработки и анализа информации; ориентировочный
владеть навыками работы в компьютерных сетях, их службах и сервисах, информационно-поисковых системах; операциональный
иметь опыт поиска информации в компьютерных сетях; опыт

Цели изучения дисциплины

сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области информатики, составляющие основу их компетентности в области эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности

Задачи

  1. формирование базовых знаний теоретических основ информатики;
  2. формирование навыков эффективного использования базовых программных средств реализации информационных процессов;

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 6,5 ч.
Часов в неделю 2,9 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы информатики овладеть теоретическими знаниями в области информатики Знать основные теоретические положения представления информации в ЭВМ, измерения количества информации и логических основах ЭВМ Уметь преобразовывать числовые данные в разные системы счисления, кодировать информацию и определять мощность алфавита кодирования, измерять количество информации (объемный подход, меры Хартили и Шеннона), применять законы математической логики для решения задач. Владеть методами кодирования данных, измерения количества информации, решения логических задач. Знать основы алгоритмизации и программирования. Понимать роль информации в современном мире, владеть основными понятиями информационного общества. Знать назначение, классификацию и архитектуру технических и программных средств реализации информационных процессов, принципы организации данных в персональном компьютере. Ориентироваться в аппаратном и программном обеспечении персонального компьютера.
  • Информатика - предмет и задачи
  • Измерение и представление информации
  • Технические и программные средства реализации информационных процессов
  • Алгоритмизация
  • Компьютерные сети
  • Информационная безопасность
Программные средства реализации информационных процессов формирование навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способами и средствами ее получения, хранения и переработки Умение взаимодействовать с компьютером, умение работать с основными программными средствами.
  • Текстовый процессор
  • Табличный процессор
  • Программы презентационной графики
  • Редакционно-издательская система

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения информатики и информации Лекция 2,0 1
2 Измерение и представление информации Практическая работа 2,0 1
3 Измерение и представление информации Самостоятельное изучение 3,0 1
4 Технические и программные средства реализации информационных процессов Лекция 2,0 2
5 Технические и программные средства реализации информационных процессов Самостоятельное изучение 2,5 2
6 Алгоритмизация Практическая работа 2,0 2
7 Алгоритмизация Самостоятельное изучение 3,0 2
8 Технология обработки текстовой информации Практическая работа 2,0 3
9 Технология обработки текстовой информации Практическая работа 2,0 3
10 Технология обработки текстовой информации Индивидуальная работа 2,0 3
11 Компьютерные сети Лекция 2,0 4
12 Технология обработки числовой информации Практическая работа 2,0 4
13 Технология обработки числовой информации Индивидуальная работа 2,0 4
14 Технология обработки числовой информации Практическая работа 2,0 5
15 Информационная безопасность Лекция 2,0 5
16 Технология обработки числовой информации Практическая работа 2,0 6
17 Технология обработки числовой информации Индивидуальная работа 1,0 6
18 Рубежный контроль по модулю 1 Другое 1,0 6
19 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2,0 6
20 Поиск информации в сети Практическая работа 2,0 6
21 Программы презентационной графики Практическая работа 2,0 7
22 Технология создания документов в редакционно-издательской системе Практическая работа 1,0 7
23 Технология создания документов в редакционно-издательской системе Самостоятельное изучение 2,0 7
24 Рубежный контроль по модулю 2 Другое 1,0 8
25 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 1,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения информатики и информации Лекция иметь целостное представление о структуре информатики как науке, ее задачах, разделах Воспроизведение
знать различия между понятиями "данные" и "информация", свойства информации Воспроизведение
знать классификацию информации по признакам Воспроизведение
2 Измерение и представление информации Практическая работа уметь использовать различные подходы для измерения количества информации (формула Хартли и Шеннона) Применение
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую и выполнять арифметические действия Применение
3 Измерение и представление информации Самостоятельное изучение знать основные теоретические положения логических основ ЭВМ Узнавание
уметь применять законы математической логики для решения задач Применение
4 Технические и программные средства реализации информационных процессов Лекция знать основные этапы процесса эволюции компьютерной техники Воспроизведение
понимать суть магистрально-модульного принципа построения компьютера Воспроизведение
5 Технические и программные средства реализации информационных процессов Самостоятельное изучение понимать суть магистрально-модульного принципа построения компьютера Воспроизведение
знать назначение устройств ПК Воспроизведение
6 Алгоритмизация Практическая работа знать базовые алгоритмические структуры Воспроизведение
уметь читать алгоритмы Применение
7 Алгоритмизация Самостоятельное изучение знать понятие алгоритма, свойства и способы описания алгоритмов Воспроизведение
знать базовые алгоритмические структуры Воспроизведение
иметь представление о современных существующих языках программирования и особенностях их применения Узнавание
8 Технология обработки текстовой информации Практическая работа уметь вычислять в таблицах Применение
уметь создавать диаграммы в документе Применение
9 Технология обработки текстовой информации Практическая работа уметь рационально оформлять текстовые документы сложной структуры Применение
уметь создавать сложные таблицы в документе Применение
10 Технология обработки текстовой информации Индивидуальная работа уметь вычислять в таблицах Применение
уметь работать с графическими элементами в документе Применение
11 Компьютерные сети Лекция иметь целостное представление о теретических основах компьютерных сетей (топология сети, протокол, история развития) Воспроизведение
понимать структуру современных сервисов сети Воспроизведение
12 Технология обработки числовой информации Практическая работа уметь редактировать и форматировать ЭТ Применение
уметь работать с относительной и абсолютной адресацией ячеек Применение
13 Технология обработки числовой информации Индивидуальная работа уметь работать с относительной и абсолютной адресацией ячеек Применение
14 Технология обработки числовой информации Практическая работа уметь редактировать и форматировать ЭТ Применение
уметь создавать и обрабатывать электронные таблицы, содержащие сложные формулы и функции Применение
15 Информационная безопасность Лекция знать понятия: защита информации, информационная безопасность Воспроизведение
иметь представление о содержании закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Воспроизведение
16 Технология обработки числовой информации Практическая работа уметь редактировать и форматировать ЭТ Применение
уметь создавать и оформять диаграммы Применение
17 Технология обработки числовой информации Индивидуальная работа уметь создавать и оформять диаграммы Применение
18 Рубежный контроль по модулю 1 Другое иметь целостное представление о структуре информатики как науке, ее задачах, разделах Воспроизведение
знать основные классы ЭВМ, их особенности и характеристики Воспроизведение
знать назначение устройств ПК Воспроизведение
знать понятие алгоритма, свойства и способы описания алгоритмов Воспроизведение
19 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Поиск информации в сети Практическая работа понимать структуру современных сервисов сети Воспроизведение
уметь осуществлять поиск информации в КС различными методами Применение
21 Программы презентационной графики Практическая работа уметь структурировать информацию на слайде Применение
уметь представлять результат с помощью презентации; сохранять презентацию в различных форматах Применение
22 Технология создания документов в редакционно-издательской системе Практическая работа знать основные особенности интерфейса издательской системы Publisher Применение
уметь разрабатывать публикации в издательской системе Publisher Применение
23 Технология создания документов в редакционно-издательской системе Самостоятельное изучение знать основные особенности интерфейса издательской системы Publisher Применение
24 Рубежный контроль по модулю 2 Другое уметь создавать и обрабатывать электронные таблицы, содержащие сложные формулы и функции Применение
уметь создавать и оформять диаграммы Применение
25 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Информатика: конспект лекций: учеб. пособие для студентов экон. специальностей заоч. формы обучения / Л.А. Климович; Сургут. гос. пед. ун-т . - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - 96 с.
  2. Информатика (курс лекций) [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Т. Безручко. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 432 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=335801. - Загл. с экрана.
  3. Информатика: учеб. для студентов вузов экон. специальностей / под ред. Н.В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 765с.
  4. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Г.В. Калабухова, В.М. Титов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=392417. - Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Атаманов Г.А. 152-ФЗ "Закон о персональных данных" - закон, построенный на понятиях / Г.А. Атаманов // защита информации. INSIDE. - 2010. -№2. - с. 28-45
  2. Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу "Информатика": учеб. пособие по дисциплине "Информатика" для студ. вузов, обуч. по гуманит. и соц.-экон. направл. и спец. / Безручко В.Т. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ФОРУМ, 2008 ; ИНФРА-М. - 368 с.
  3. Калинина И.И. Информатизация и образовательная политика / И.И. Калинина // Качество. инновации. Образование. - 2007. - №1. - с. 2-12
  4. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации – М.: Академия, 2009. - 336 с. – (Высшее профессиональное образование)
  5. Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Могилев А.В., Хеннер Е.К., Пак Н.И. ; под ред. А.В. Могилева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
  6. Практикум по Microsoft Office 2007 (Word, Excel, Access), PhotoShop [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Л.В. Кравченко. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 168 с. http://znanium.com/bookread.php?book=408972. - Загл. с экрана.
  7. Практикум по информатике. [Электронный ресурс]:Уч. пос.Ч. 1. / Т.И. Немцова, Ю.В. Назарова; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 320 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=262844. - Загл. с экрана.
  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: [учеб. пособие]: в 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин ; худож. Н. Лозинская. - М.: БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Учебники по информатике онлайн. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm
  2. Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru/
  3. Шауцукова Л.З. Информатика. – Режим доступа: http://book.kbsu.ru/
  4. Электронный учебник по информатике. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41007

Источники

  1. ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/
  2. ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б2.Б.4 Информатика [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 «Психология» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова.– Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б2.Б.4 Информатика [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 «Психология» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.