бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано 15 декабря 2014 г.
В.В. Толмачева декан факультета

ЕН.Ф.03 Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе, 9 семестр 2 полусеместр

061, 050707.00.65, Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Иностранный язык, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.Г. Адюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов практических навыков эффективного применения в профессиональной деятельности современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

Задачи

  1. ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества
  2. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования
  3. ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 14,5 ч. из 14,0 ч.
Часов в неделю 5,8 ч. (6,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования Ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИКТ в образовании
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе Обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования уметь эффективно и обоснованно применять ИКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИКТ
  • ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
  • ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе
Методы оценки электронных средств учебного назначения ознакомить студентов с основными методами оценки электронных средств учебного назначения иметь представление о методах экспертизы и оценки современных электронных средств учебного назначения
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 1,0 1
2 Цели и задачи использования ИКТ в образовании Лекция 1,0 1
3 Информатизация общества Самостоятельное изучение 3,0 1
4 Информатизация общества Семинар 2,0 1
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 1,0 2
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 2,0 2
7 ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 2
8 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 2
9 ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение 3,0 3
10 ИКТ в учебном процессе Семинар 2,0 3
11 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 3
12 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа 2,0 3
13 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 3
14 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа 2,0 3
15 Технологиия мультимедиа Самостоятельное изучение 4,0 3
16 Технологиия мультимедиа Индивидуальная работа 2,5 3
17 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение 3,0 4
18 Информационные образовательные ресурсы Семинар 2,0 4
19 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Самостоятельное изучение 3,0 4
20 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция 2,0 4
21 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 4
22 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 4
23 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 4
24 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 4
25 Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах Лекция 2,0 5
26 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция 2,0 5
27 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое 1,0 5
28 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2,0 5
29 Оценка качества программного средства учебного назначения Практическая работа 1,0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция знать определения понятий: технология, информационная революция, информационное общество, информатизация, информационная культура; Воспроизведение
знать определение понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС); Воспроизведение
знать основные этапы процесса информатизации образования; Воспроизведение
2 Цели и задачи использования ИКТ в образовании Лекция знать средства информатизации общества; этапы становления информационного общества; Воспроизведение
знать понятия ИКТ, виды ИКТ, этапы развития ИКТ Воспроизведение
знать критерии, используемые для классификации ИКТ Воспроизведение
3 Информатизация общества Самостоятельное изучение уметь описывать основные направления информатизации в различных сферах деятельности человека; Применение
4 Информатизация общества Семинар знать средства информатизации общества; этапы становления информационного общества; Воспроизведение
знать виды и факторы информатизации общества; Воспроизведение
5 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум знать определение понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС); Воспроизведение
знать средства информатизации образования; Воспроизведение
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция знать определения понятий: компьютерные технологии, педагогические технологии, информационная модель; Воспроизведение
знать определения понятий: электронные средства учебного назначения, образовательное электронное издание; Воспроизведение
знать типы электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения; Воспроизведение
8 ИКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция знать понятия: аппаратное обеспечение, мультимедиа, компьютерная сеть; Воспроизведение
знать определения понятий: телекоммуникационные средства, телеконференция, проект; Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций и проектов образовательного и учебного назначения; Воспроизведение
9 ИКТ в учебном процессе Самостоятельное изучение знать типы электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения; Воспроизведение
10 ИКТ в учебном процессе Семинар знать виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении; Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций и проектов образовательного и учебного назначения; Воспроизведение
11 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить работу с таблицами и диаграммами Применение
12 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить слияние документов при разработке учебно-дидактических материалов Применение
14 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Технологиия мультимедиа Самостоятельное изучение уметь создавать, редактировать и форматировать мультимедийную презентацию образовательного назначения Применение
16 Технологиия мультимедиа Индивидуальная работа Результаты не указаны
17 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение знать определения понятий: электронные средства учебного назначения, образовательное электронное издание; Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения; Воспроизведение
18 Информационные образовательные ресурсы Семинар знать типы электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
знать цели использования электронных средств учебного назначения; Воспроизведение
19 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Самостоятельное изучение знать методы информатизации контроля и измерения результатов обучения школьников; Воспроизведение
знать компьютерные средства измерения и контроля; Воспроизведение
20 ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция знать цели измерения уровня знаний, умений и навыков обучаемых; Воспроизведение
знать понятия: мониторинг, качество образования, уровень обученности; Воспроизведение
21 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь создавать, редактировать и форматировать ЭТ Применение
22 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
23 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
24 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
25 Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах Лекция Результаты не указаны
26 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция Результаты не указаны
27 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое знать определения понятий: электронные средства учебного назначения, образовательное электронное издание; Воспроизведение
знать определения понятий: телекоммуникационные средства, телеконференция, проект; Воспроизведение
28 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны
29 Оценка качества программного средства учебного назначения Практическая работа уметь проводить оценку качества электронных средств учебного назначения; Применение

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330
  3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  4. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2006. - 378

Дополнительная

  1. Горячев, А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 164
  4. Соколов, Э.М. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов по специальности 656500 "Безопасность жизнедеятельности" / Э.М. Соколов, В.М. Панарин, Н.В. Воронцова. - М. : Машиностроение, 2006. - 238
  5. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии : [учеб. пособие] : в 2 ч. Ч. 1 : Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин ; худож. Н. Лозинская. - М. : БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Программа Intel "Обучение для будущего" Режим доступа: [www.iteach.ru]
  2. Теория и практика создания тестов для системы образования Майоров А.Н. учебное пособиеМ.: Интеллект-Центр, 2002 <URL:http://docent.uni-altai.ru/ElBook/Books/Test/Maiorov2/ maiorov2.djvu>.

Источники

Учебно-методические материалы