бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 17, 2015 утверждено Feb. 19, 2015
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 18, 2015
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 18, 2015

Б.3.1 Педагогика, 2 семестр

Б-3031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1.Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности понятий "Педагогическая система", "Дидактическая система", "Образовательный процесс как система", структуру и сущность образовательного процесса; теории и технологии обучения; способы педагогического изучения обучающихся; знаниевый
Знание актуальных направлений деятельности педагогической науки, способствующей совершенствованию образовательного процесса;анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций; ориентировочный
Умение разработать логику научного исследования;использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач операциональный
Уметь выделять проблемы отечественной системы образования; Уметь осуществлять анализ структуры и социально и личностно значимых проблем в системе образования России;• уметь; различать и учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения; операциональный
• ОПК-4. Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; Владение общей схемой осуществления диагностирования достижений обучающихся ориентировочный
Знание и умение интерпретировать цель, задачи, структуру ФГОС общего образования, сущность, структуру и назначение Базисного образовательного плана, Основной образовательной программы. ориентировочный
Понимает различие между результатами и эффектами внеурочной деятельности обучающихся. ориентировочный
ПК-10. Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности владеет ориентировочной основой организации просветительской деятельности ориентировочный
ПК-11. способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности Знание способов изучения возможности региональной образовательной среды ориентировочный
Умение осуществлять выбор средств для изучения и анализа возможности региональной образовательной среды ориентировочный
ПК-1. Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях Знание основных компонентов в структуре учебной программы ориентировочный
умение проектировать структуру и содержание учебной программы дисциплины ориентировочный
ПК-2.Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; Знает группы образовательных результатов, понимает различия в результатах освоения ООП обучающимися каждой ступени образования. ориентировочный
Знает и умеет интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику процесса обучения, его свойства. Понимает сущность различий дидактических систем. (этапы усвоения) процесса обучерия ориентировочный
умение целеполагания, осуществления выбора методов, форм, средств, технологий обучения операциональный
умения выбора средств оценивания планируемых образовательных результатов операциональный
ПК-3. способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии Знание сущности понятия "достижения обучающихся", способов осуществления педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов диагностирования достижений обучающихся ориентировочный
ПК-4. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; владеет способамиориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды. операциональный
умение осуществлять поиск информации в различных поисковых системах операциональный
ПК-5. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Знание способов организации взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса знаниевый
умение выстраивать способ безконфликтного общения с различными субъектами педагогического процесса, осуществления психолого-педагогической поддержки, сопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса ориентировочный
ПК-6.Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников знание методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся в условиях учебного (дидактического) процесса знаниевый
умение осуществлять выбор адекватных цели и задачам дидактического процесса методов, форм и средств организации сотрудничества обучающихся ориентировочный
ПК-8.способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологи Знание структуры учебной программы ориентировочный
Умение определять способ проектирования учебной программы дисциплины ориентировочный
ПК-9.способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно- просветительской деятельности Знание основ педагогического заимодействия ориентировочный
Умение определять способ организации взаимодействия с коллегами и субъектами педагогического процесса ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Подготовка будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности

Задачи

  1. 1. Сформировать когнитивный компонент проектирования, осуществления и совершенствования воспитательного процесса
  2. 2. Освоить основы ориентировочно-операционального компонента воспитательного процесса

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 3. Когнитивный. Теоретические основы проектирования, осуществления и совершенствования воспитательного процесса Сформировать у будущих бакалавров теоретические основы построения воспитательного процесса Знание понятий "Воспитание", "закономерности и принципы воспитания", "методы, формы и средства воспитания", содержательных характеристик основных направлений воспитания, нормативных документов, отражающих концептуальные основы воспитательного процесса.
  • Дидактическая единица (1)Характеристика воспитания как педагогического процесса
  • Дидактическая единица (2)Закономерности и принципы и направления воспитания.
  • Дидаутическая единица 3. Методы воспитания
  • Дидактическая единица (4)Формы и средства воспитания
  • Дидактическая единица (5)Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива.
  • Дидактическая единица (6)Функции и основные направления деятельности классного руководителя
  • Дидактическая единица (7)Понятие о воспитательных системах.
  • Дидактическая единица (8)Социальное воспитание и социализация личности
  • Дидактическая единица (9) Рубежный контроль по модулю 3.
Модуль 4. Методика организации воспитательного процесса Сформировать ориентировочную и операциональную основу построения воспитательного процесса в условиях современной школы Уметь осуществлять целеполагание, планирование, организацию и анализ результатов воспитательного процесса
  • Дидактическая единица (1)Методика формирования детского коллектива. Освоение технологии формирования детского коллектива
  • Дидактическая единица (2) Освоение технологии организации классным руководителем основных направлений воспитания
  • Дидактическая единица (3)Освоение технологии моделирования воспитательной системы
  • Дидактическая единица (4)Особенности процесса социализации в условиях современного общества: анализ проблем
  • Дидактическая единица (5)Особенности реализации воспитательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества
  • Дидактическая единица (6)Планирование классным руководителем воспитательной работы в классе
  • Дидактическая единица (8) Освоение технологии планирования воспитательной работы в классе
  • Дидактическая единица (9) Оформление плана воспитательной работы классного руководителя
  • Дидактическая единица (10) Освоение технологии личностно ориентированногоклассного часа
  • Дидактическая единица (11) Рубежный контроль по модулю 4

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Индивидуальная работа 2.0 1
2 Характеристика воспитания как педагогического процесса Лекция 2.0 9
3 Характеристика воспитания как педагогического процесса Индивидуальная работа 1.0 9
4 Закономерности и принципы и направления воспитания. Практическая работа 2.0 10
5 Методы воспитания Лекция 2.0 10
6 Формы и средства воспитания Лекция 2.0 10
7 Методы воспитания Семинар 2.0 10
8 Формы и средства воспитания Семинар 2.0 10
9 Формы и средства воспитания Самостоятельное изучение 2.0 10
10 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Лекция 2.0 11
11 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Практическая работа 2.0 11
12 Понятие о воспитательных системах. Лекция 2.0 11
13 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Семинар 2.0 11
14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Вариативное задание 2.0 11
15 Формы и средства воспитания Вариативное задание 2.0 11
16 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Индивидуальная работа 2.0 11
17 Социальное воспитание и социализации личности Лекция 2.0 12
18 Методика формирования детского коллектива Практическая работа 2.0 12
19 Рубежный контроль по модулю 3. Контрольная работа 2.0 12
20 Освоение технологии организации классным руководителем основных направлений воспитательной работы Практическая работа 2.0 13
21 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа 2.0 13
22 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Вариативное задание 2.0 13
23 Особенности процесса социализации в современной образовательной среде: анализ проблем и пути оптимизации воспитательного процесса Практическая работа 2.0 14
24 Особенности реализации воспитательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества Практическая работа 2.0 14
25 Планирование классным руководителем воспитательной работы в классе Практическая работа 2.0 14
26 Особенности реализации воспитательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества Вариативное задание 2.0 14
27 Освоение технологии планирования воспитательной работы в классе Практическая работа 2.0 15
28 Оформление плана воспитательной работы классного руководителя Самостоятельное изучение 2.0 15
29 Оформление плана воспитательной работы классного руководителя Индивидуальная работа 1.0 15
30 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа Практическая работа 2.0 16
31 Освоение технологии организации классным руководителем основных направлений воспитательной работы Практическая работа 2.0 16
32 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа Индивидуальная работа 1.0 16
33 Рубежный контроль по модулю 4. Контрольная работа 2.0 17
34 Рубежный контроль по модулю 4. Индивидуальная работа 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Индивидуальная работа Студент знает функции классного руководителя и умеет описать содержание основных направлений деятельности классного руководителя Воспроизведение
2 Характеристика воспитания как педагогического процесса Лекция Студент знает и умеет интерпретировать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Понимать взаимосвязь воспитания, перевоспитания и самовоспитания Воспроизведение
3 Характеристика воспитания как педагогического процесса Индивидуальная работа Студент знает и умеет интерпретировать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Понимать взаимосвязь воспитания, перевоспитания и самовоспитания Воспроизведение
4 Закономерности и принципы и направления воспитания. Практическая работа Студент знает и умеет объяснить связь закономерностей и принципов воспитания, нормативный характер принципов воспитания, основные направления воспитания Применение
5 Методы воспитания Лекция Студент знает методы воспитания и умеет соотносить их с условиями организации Применение
6 Формы и средства воспитания Лекция Студент знает историю развития форм воспитания, современные формы организации воспитательной работы, умеет объяснить зависмоть форм, методов и средств воспитательной работы Применение
7 Методы воспитания Семинар Студент знает методы воспитания и умеет соотносить их с условиями организации Применение
8 Формы и средства воспитания Семинар Студент знает историю развития форм воспитания, современные формы организации воспитательной работы, умеет объяснить зависмоть форм, методов и средств воспитательной работы Применение
9 Формы и средства воспитания Самостоятельное изучение Студент знает историю развития форм воспитания, современные формы организации воспитательной работы, умеет объяснить зависмоть форм, методов и средств воспитательной работы Применение
10 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Лекция Студент знает основные характеристики детского коллектива, умеет соотнести этапы формирования детского коллектива с содержанием деятельности педагога Применение
11 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Практическая работа Студент знает функции классного руководителя и умеет описать содержание основных направлений деятельности классного руководителя Воспроизведение
12 Понятие о воспитательных системах. Лекция Студент знает сущность, структурные компоненты и умеет объяснить технологические основы ее проектирования Воспроизведение
13 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Семинар Студент знает основные характеристики детского коллектива, умеет соотнести этапы формирования детского коллектива с содержанием деятельности педагога Применение
14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя Вариативное задание Студент знает функции классного руководителя и умеет описать содержание основных направлений деятельности классного руководителя Воспроизведение
15 Формы и средства воспитания Вариативное задание Студент знает историю развития форм воспитания, современные формы организации воспитательной работы, умеет объяснить зависмоть форм, методов и средств воспитательной работы Применение
16 Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика формирования детского коллектива. Индивидуальная работа Студент знает основные характеристики детского коллектива, умеет соотнести этапы формирования детского коллектива с содержанием деятельности педагога Применение
17 Социальное воспитание и социализации личности Лекция Студент определяет ориентировочную основу социально-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников Применение
18 Методика формирования детского коллектива Практическая работа Студент владеет технологическими основами формирования детского коллектива Применение
19 Рубежный контроль по модулю 3. Контрольная работа Студент знает теоретические основы воспитания Воспроизведение
Студент умеет определять ориентировочную основу организации воспитательного процесса Применение
20 Освоение технологии организации классным руководителем основных направлений воспитательной работы Практическая работа Студент умеет формулировать цель, определять содержание, методы и формы организации направлений воспитания Применение
21 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа Студент владеет основами моделирования воспитательной системы класса Творчество
22 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Вариативное задание Студент владеет основами моделирования воспитательной системы класса Творчество
23 Особенности процесса социализации в современной образовательной среде: анализ проблем и пути оптимизации воспитательного процесса Практическая работа Студент владеет алгоритмом анализа социально-педагогических проблем и проектирования путей совершенствования процессов социализации обучающихся в современной образовательной среде Творчество
24 Особенности реализации воспитательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества Практическая работа Студент владеет алгоритмом проектирования основных направлений совершенствования воспитательного процесса в условиях полиэтнического образования Творчество
25 Планирование классным руководителем воспитательной работы в классе Практическая работа Студент владеет технологическими основами планирования воспитательной работы в классе Применение
26 Особенности реализации воспитательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества Вариативное задание Студент владеет алгоритмом проектирования основных направлений совершенствования воспитательного процесса в условиях полиэтнического образования Творчество
27 Освоение технологии планирования воспитательной работы в классе Практическая работа Студент умеет планировать воспитательную работу в соответствии с целью воспитания Применение
28 Оформление плана воспитательной работы классного руководителя Самостоятельное изучение Студент умеет оформлять план воспитательной работы классного руководителя Применение
29 Оформление плана воспитательной работы классного руководителя Индивидуальная работа Студент умеет оформлять план воспитательной работы классного руководителя Применение
30 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа Практическая работа Студент умеет подготовить личностно ориентированный классный час Творчество
31 Освоение технологии организации классным руководителем основных направлений воспитательной работы Практическая работа Студент умеет формулировать цель, определять содержание, методы и формы организации направлений воспитания Применение
32 Освоение технологии личностно ориентированного классного часа Индивидуальная работа Студент умеет подготовить личностно ориентированный классный час Творчество
33 Рубежный контроль по модулю 4. Контрольная работа Студент владеет основами целеполагания, планирования, подготовки и реализации воспитательного процесса Творчество
34 Рубежный контроль по модулю 4. Индивидуальная работа Студент владеет основами целеполагания, планирования, подготовки и реализации воспитательного процесса Творчество

Литература

Основная

  1. Гликман, И. З. Основы воспитания [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://www.znanium.com - http://znanium.com/bookread.php?book=472017 Загл с экрана
  2. Педагогика [Текст]: учеб. для бакалавров, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. С. Подымова и др.] ; Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. - М. : Юрайт, 2014. - 332с.
  3. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. образования и педагогики / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 694, [3] с. - (Бакалавр. Базовый курс).
  4. Подласый, И. П.Педагогика. [Электронный ресурс] : В 3-х книгах. Кн. 3. Теория и технологии воспитания / И. П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 464 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=58321- Заглавие с экрана.

Дополнительная

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор[Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 233, [1] c. - (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: пособие / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 23, [1] c.
  3. Коротких, О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики [Электронный ресурс] : Монография / О.В. Коротких. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://www.znanium.com -http://znanium.com/bookread.php?book=240730. Загл с экрана
  4. Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики : [Электронный ресурс] Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://www.znanium.com -http://znanium.com/bookread.php?book=480767 Загл с экрана
  5. Турчен, Д Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании [Электронный ресурс] : / Турчен Д.Н. Интернет-журнал \"Науковедение\", Вып. 1, 2014. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. Режим доступа: http://www.znanium.com - http://znanium.com/bookread.php?book=475473 Загл с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html
  2. Кулюткин Ю. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html
  3. Образовательная среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/konflikti-v-shkole
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/docs/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.Б2. Педагогика [Электронный ресурс]: Б- 3031, Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль: Художественное образование), экзамен / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа.Б3.Б2 Педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль: Художественное образование) / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.