бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 16, 2015 утверждено March 1, 2015
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 17, 2015
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Feb. 27, 2015

Б.1.5 Социология, 2 семестр

Б-4191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12) Знание методологических и методических аспектов, а также этапов программы социологического исследования знаниевый
Понимание значимости использования современных социологических методов в своей профессиональной деятельности ориентировочный
Владение навыками проведения, анализа и презентации результатов социологических исследований операциональный
Опыт разработки программы и проведения социологического исследования опыт
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов за них нести ответственность (ОК-7) Умение находить, анализировать и использовать в свойей профессиональной деятельности социологическую информацию ориентировочный
умением изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры (ПК-10) Знание элементов социализации личности, форм социального контроля и девиантного поведения знаниевый
Умение использовать опросные методы социологического исследования ориентировочный
умением формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16) Знание элементов социализации личности, форм социального контроля и девиантного поведения знаниевый

Цели изучения дисциплины

Формировать социокультурные компетенции, представления об обществе и роли социологии в профессиональной деятельности будущего бакалавра

Задачи

  1. Формировать целостное представление о современной социологической науке в ее основных теоретических, методологических и социокультурных аспектах
  2. Научить составлять программу социологического исследования с учетом профессиональных ориентаций.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 22.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.32 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Социология как наука Осмыслить структуру, типологию, специфику социологии как с точки зрения внутренних междисциплинарных проблем, так и в контексте комплексных вопросов современного социально-гуманитарного знания Знать и понимать историю, этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; причины социальных изменений; социально-культурные особенности и проблемы развития современного российского общества
  • 1.1. Социология как наука
  • 1.2. История становления социологии.Классическая социология
  • 1.3. Основные направления современной западной и отчественной социологии
  • 1.4.Общество. Типология общества
  • 1.5.Социальная структура общества: социальные статусы, роли
  • 1.6.Социальные группы и общности
  • 1.7. Культура как фактор социальных изменений
  • 1.8. Личность и общество
  • 1.9. Мировая система и процессы глобализации
Модуль 2. Эмпирическая социология 1. Раскрыть основы методологии, методики и техники социологических исследований. 2. Развить практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности Знать основные методы социологических исследований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций; развивать навык организации, проведения и анализа результатов социологических исследований
  • 2.1.Методы социологии
  • 2.2.Программа социологического исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социология как наука Лекция 2.0 1
2 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Лекция 2.0 2
3 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Индивидуальная работа 2.0 2
4 Социология как наука Семинар 2.0 2
5 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Семинар 2.0 3
6 Социальная стратификация и мобильность Лекция 2.0 4
7 Социальная стратификация и мобильность Семинар 2.0 5
8 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Лекция 2.0 6
9 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Семинар 2.0 7
10 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Другое 2.0 8
11 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Коллоквиум 2.0 9
12 Личность и общество. Социализация личности Индивидуальная работа 2.0 9
13 Личность и общество. Социализация личности Семинар 2.0 10
14 Культура как фактор социальных изменений Самостоятельное изучение 4.0 11
15 Девиантность и социальный контроль Индивидуальная работа 2.0 11
16 Культура как фактор социальных изменений Индивидуальная работа 2.0 11
17 Девиантность и социальный контроль Семинар 2.0 11
18 Мировая система и процессы глобализации Лекция 2.0 12
19 Девиантность и социальный контроль Вариативное задание 3.0 12
20 Мировая система и процессы глобализации Лекция 2.0 13
21 Мировая система и процессы глобализации Индивидуальная работа 1.0 14
22 Мировая система и процессы глобализации Семинар 2.0 14
23 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 15
24 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Семинар 4.0 16
25 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар 2.0 17
26 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 17
27 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 18
28 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар 2.0 18
29 Рубежный контроль №2 Конференция 4.0 19

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социология как наука Лекция Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
2 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Лекция Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
3 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Индивидуальная работа Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
4 Социология как наука Семинар Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
5 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Семинар Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
6 Социальная стратификация и мобильность Лекция Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
7 Социальная стратификация и мобильность Семинар Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
8 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Лекция Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
9 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Семинар Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
10 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Другое Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
11 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Коллоквиум Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
12 Личность и общество. Социализация личности Индивидуальная работа Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
13 Личность и общество. Социализация личности Семинар Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
14 Культура как фактор социальных изменений Самостоятельное изучение Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
15 Девиантность и социальный контроль Индивидуальная работа Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
16 Культура как фактор социальных изменений Индивидуальная работа Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
17 Девиантность и социальный контроль Семинар Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
18 Мировая система и процессы глобализации Лекция Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
19 Девиантность и социальный контроль Вариативное задание Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
20 Мировая система и процессы глобализации Лекция Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
21 Мировая система и процессы глобализации Индивидуальная работа Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
22 Мировая система и процессы глобализации Семинар Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
23 Рубежный контроль №1 Контрольная работа Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
24 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
25 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
26 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
27 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
28 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
29 Рубежный контроль №2 Конференция Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение

Литература

Основная

  1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник [Электронный ресурс] / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - ЭБС Znanium. - Режим доступа: http: //znanium.com/bookread.php?book=474234.
  2. Социология. Общий курс : учеб. для студентов вузов / [В. И. Кандауров и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 330
  3. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607

Дополнительная

  1. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования : учеб. для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 767 с.
  2. Добреньков, В.И. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : Гардарики, 2004. - 623 с.
  3. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1.: Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. – 908 с.
  4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология.– М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
  5. Кравченко, А.И. Социология : учеб. для студентов вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб. : Питер, 2006. - 432 с.
  6. Мухаев, Р.Т.Социология : учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 397 с.
  7. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Электронный ресурс] /Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. - М.: НОРМА, 2015. - ЭБС Znanium. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=501622
  8. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум / О. М. Рой, А. М. Киселева; О.М. Рой, А.М. Киселева. - СПб.: Питер, 2007. - 238 с.
  9. Социология в России: как это было на самом деле // Г.В. Осипов // Социологические исследования – 2008. – № 7. – С. 4–18.
  10. Социология: история и современность : учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Г. Волков [и др.] ; отв. ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 668 с.
  11. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет, 2000. - 596 с.

Цифровые ресурсы

  1. Портал по социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociology.net.ru/files/konference.htm.
  2. Портал по социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru/navigator/index.

Источники

Учебно-методические материалы