бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 19 февраля 2015 г. утверждено 17 марта 2015 г.
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано 11 марта 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 16 марта 2015 г.

В.2.2 Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, 4 семестр

Б-3022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
И.Г. Адюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10) уметь использовать знания иностранного языка для получения профессиональной информации; операциональный
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; знаниевый
уметь оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учётом решаемых профессиональных задач; ориентировочный
владеть навыками работы с компьютером; операциональный
иметь опыт использования информационных технологий при изучении всех дисциплин учебного плана; опыт
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) знать основные методики и технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса; знаниевый
знать требования, предъявляемые к выбору критериев для оценивания качества образовательного процесса; знаниевый
уметь определить критерии для оценки качества образовательного процесса; ориентировочный
владеть современными методиками диагностики и оценивания качества образовательного процесса; операциональный
уметь использовать при-кладное программное обеспечение для решения типовых задач профессиональной деятельности; операциональный
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) знать теоретические положения, характеризующие образовательную среду, в том числе информационную; знаниевый
уметь определять возможности образовательной среды с использованием информационно- коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе образовательного учреждения; ориентировочный
уметь целесообразно подбирать информационные технологии для решения конкретной задачи; ориентировочный
владеть навыками создания образовательной среды, обеспечивающей качество учебно-воспитательного процесса; операциональный
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12) знать нормативно-правовые документы, обеспечивающие соблюдение информационной безопасности; нормы авторского права; знаниевый
знать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; знаниевый
уметь анализировать и объективно оценивать ценность информации в современном обществе; ориентировочный
уметь осознавать опасности и угрозы, возникающие при работе с документами и иными материалами в профессиональной деятельности; ориентировочный
владеть навыками работы с информацией, имеющей государственную защиту; операциональный
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9) иметь общие представления о работе с информацией в интернете; знаниевый
владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; операциональный
владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); операциональный
уметь интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность; операциональный
уметь использовать пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети для сбора, обработки и анализа информации; операциональный
иметь опыт поиска информации в компьютерных сетях; опыт
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8) уметь планировать использование ИКТ при разработке и реализации культурно-просветительских программ; ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формирование системы знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

Задачи

  1. формирование теоретических основ процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества
  2. развитие практических умений по использованию современных ИиКТ в учебном процессе

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 2,44 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования ознакомить студентов с основными положениями процесса информатизации образования как подпроцесса информатизации общества понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИиКТ в образовании
  • ИиКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИиКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
Применение современных информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ) в учебном процессе развитие практических умений по использованию современных средств ИиКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования уметь эффективно и обоснованно применять ИиКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИиКТ
  • ИиКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 2,0 1
2 Поиск информации образовательного назначения в сети Интернет Практическая работа 2,0 1
3 Цели и задачи использования ИиКТ Лекция 2,0 2
4 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 3
5 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа 2,0 3
6 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа 2,0 3
7 Информатизация общества Самостоятельное изучение 3,0 3
8 ИиКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 4
9 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 5
10 Информатизация общества Семинар 2,0 5
11 ИиКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 6
12 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение 3,0 6
13 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 7
14 Информационные образовательные ресурсы Семинар 2,0 7
15 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 7
16 ИиКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция 2,0 8
17 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа 2,0 9
18 Рубежный контроль по модулю 1 Другое 2,0 9
19 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2,0 9
20 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция 2,0 10
21 Создание развивающего дидактического пособия в программах презентационной графики Практическая работа 2,0 11
22 Подготовка раздаточного и иллюстративного материала средствами настольных издательских систем Практическая работа 2,0 11
23 Создание развивающего дидактического пособия в программах презентационной графики Индивидуальная работа 1,0 11
24 Подготовка раздаточного и иллюстративного материала средствами настольных издательских систем Индивидуальная работа 1,0 11
25 Использование ИиКТ в учебном процессе Лекция 2,0 12
26 ИиКТ в образовании Самостоятельное изучение 4,0 12
27 Разработка теста с использование программных средств Самостоятельное изучение 2,0 12
28 Создание сайта образовательного учреждения Практическая работа 2,0 13
29 Разработка теста с использование программных средств Практическая работа 2,0 13
30 Учебное проектирование с использованием ИиКТ Самостоятельное изучение 4,0 14
31 Учебное проектирование с использованием ИиКТ Другое 2,0 14
32 рубежный контроль по модулю 2 Другое 2,0 15
33 рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция знать определения понятий: информационная революция, информационное общество, информатизация, информационная культура; Воспроизведение
знать средства информатизации общества; этапы становления информационного общества; Воспроизведение
знать виды и факторы информатизации общества; Воспроизведение
2 Поиск информации образовательного назначения в сети Интернет Практическая работа уметь осуществлять поиск и отбирать информацию в сети Интернет Применение
3 Цели и задачи использования ИиКТ Лекция знать понятия ИиКТ, виды ИиКТ, этапы развития ИКТ Воспроизведение
знать критерии, используемые для классификации ИиКТ Воспроизведение
знать дидактические свойства и функции ИиКТ Воспроизведение
4 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь обрабывать и редактировать текстовый документ Применение
5 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Практическая работа уметь производить слияние документов при разработке учебно-дидактических материалов Применение
6 Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора Индивидуальная работа уметь работать с таблицами и диаграммами Применение
7 Информатизация общества Самостоятельное изучение знать ФЗ, регулирующие процесс информатизации общества Воспроизведение
знать федеральные проекты и ресурсы информатизации образования Воспроизведение
8 ИиКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция знать сущность понятия информационная модель обучения; информационно-деятельностная модель обучения Воспроизведение
знать определения понятий: компьютерные технологии, педагогические технологии, информационная модель Воспроизведение
знать методы построения информационных моделей в обучении Воспроизведение
знать сущность понятий: ЭСУН,ЭМУН (электронные материалы), образовательное электронное издание Воспроизведение
9 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь создавать, редактировать и форматировать ЭТ Применение
10 Информатизация общества Семинар уметь описывать процесс информатизации и его характеристики; Применение
знать определение понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС); Воспроизведение
знать основные этапы процесса информатизации образования; положительные и отрицательные аспекты информатизации образования; Воспроизведение
11 ИиКТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция знать способы реализации активных методов обучения с использованием средств ИКТ Воспроизведение
знать сущность понятий: электронная почта, чат, телеконференция, учебный проект Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций образовательного и учебного назначения Воспроизведение
знать назначение и виды телеконференций и проектов образовательного учебного назначения Воспроизведение
12 Информационные образовательные ресурсы Самостоятельное изучение знать понятия: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии Воспроизведение
знать преимущества дистанционного обучения перед традиционным Воспроизведение
знать принципы функционирования дистанционного обучения Воспроизведение
13 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь обрабатывать и графически представлять результаты педагогических измерений Применение
14 Информационные образовательные ресурсы Семинар уметь проводить оценку качества электронных средств учебного назначения Применение
уметь описывать методы оценки электронных средств учебного назначения Применение
15 Обработка табличной информации для образовательного процесса Индивидуальная работа уметь создавать, редактировать и форматировать ЭТ Применение
уметь обрабатывать и графически представлять результаты педагогических измерений Применение
16 ИиКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция знать определения понятий: мониторинг, качество образования, уровень обученности Воспроизведение
знать методы сортировки данных опроса Воспроизведение
знать педагогическую информационную систему мониторинга качества образования Воспроизведение
знать типы компьютерных тестов, реализующих диагностические процедуры Воспроизведение
17 Обработка табличной информации для образовательного процесса Практическая работа уметь использовать ЭТ для анализа педагогических измерений Применение
18 Рубежный контроль по модулю 1 Другое знать виды и факторы информатизации общества; Воспроизведение
знать средства информатизации образования; Воспроизведение
знать цели и задачи использования ИиКТ в образовании Воспроизведение
19 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция сформулировать сущность понятий оценка и сертификация электронных дидактических средств Воспроизведение
знать критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Воспроизведение
знать основные экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения Воспроизведение
21 Создание развивающего дидактического пособия в программах презентационной графики Практическая работа уметь разрабатывать и создавать презентацию образовательного назначения Применение
22 Подготовка раздаточного и иллюстративного материала средствами настольных издательских систем Практическая работа уметь разработать сложный документ для публикации Применение
23 Создание развивающего дидактического пособия в программах презентационной графики Индивидуальная работа уметь разрабатывать и создавать презентацию образовательного назначения Применение
24 Подготовка раздаточного и иллюстративного материала средствами настольных издательских систем Индивидуальная работа уметь разработать сложный документ для публикации Применение
25 Использование ИиКТ в учебном процессе Лекция знать методы и способы обучения Воспроизведение
знать особенности использования ИКТ в учебном процессе Воспроизведение
знать типологию электронных средств учебного назначения по методическому назначению Воспроизведение
знать педагогические программные средства Воспроизведение
26 ИиКТ в образовании Самостоятельное изучение знать влияние информатизации образования на функционирование учебного процесса; Воспроизведение
знать способы реализации активных методов обучения с использованием средств ИКТ Воспроизведение
27 Разработка теста с использование программных средств Самостоятельное изучение сформулировать тесты для системы контроля Творчество
28 Создание сайта образовательного учреждения Практическая работа уметь разработать сложный документ для публикации Применение
29 Разработка теста с использование программных средств Практическая работа уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах Применение
знать типы компьютерных тестов, реализующих диагностические процедуры Воспроизведение
30 Учебное проектирование с использованием ИиКТ Самостоятельное изучение уметь формулировать цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе и конкретном учебном мероприятии Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
31 Учебное проектирование с использованием ИиКТ Другое уметь представлять результат работы с помощью презентации Применение
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
32 рубежный контроль по модулю 2 Другое знать основные принципы разработки и использования тестов в учебном процессе Воспроизведение
знать типологию электронных средств учебного назначения по методическому назначению Воспроизведение
знать критерии оценки основных качеств электронных средств учебного назначения Воспроизведение
33 рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  3. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс]: / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 320 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=430429. - Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Гафурова Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практикум. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю.Чурилова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 181 с.: Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=441409. - Загл. с экрана.
  2. Горячев А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 330 с.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Ланюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  5. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения направления подготовки 050000 Образование и педагогика / авт. сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 111 с.
  6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 164 с.
  7. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: [учеб. пособие]: в 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин; худож. Н. Лозинская. - М.: БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.
  8. Шишов О.В. Современные технологии и технические средства информатизации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Сервис" / О.В. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 460, [2] c.

Цифровые ресурсы

  1. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник.- Режим доступа: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=71&displayMode=1
  2. Гриншкун В.В., Заславская, О.Ю., Корнилов В.С., Баженова С.А. Информационные технологии в образовании. Методическое пособие. - Режим доступа: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=71&displayMode=1
  3. Дударенко Н.А., Лямин А. В. Компьютерные сети и Интернет. Практикум. Электронный учебник по дисциплине: "Информатика". - Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=7
  4. Институт Новых Технологий Образования. - Режим доступа: http://www.int-edu.ru/
  5. Методические материалы программы Интел «Обучение для будущего». - Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/index_student.php
  6. Савченко Н. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [образовательное электронное Интернет-издание для педагогов] / Н. А. Савченко. - Ин-т дистанц-го образ-я Российского ун-та дружбы народов, 2006. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/

Источники

  1. ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/
  2. ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б2.Б.2 Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б2.Б.2 Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.