бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 27 февраля 2015 г. утверждено 12 марта 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 3 марта 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 10 марта 2015 г.

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 4 семестр

Б-3022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); Знает требования к учителю начальной школы нового профессионального стандарта и ФГОС НОО знаниевый
Владеет логической схемой изучения передового педагогического опыта. ориентировочный
Осуществляет поиск информации о новациях в педагогической деятельности, использовать различные источники получения информации операциональный
Имеет опыт изучения и оценки новаций в сфере профессиональной педагогической деятельности опыт
- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (ПК-12). Знает цель, задачи, ценностные ориентиры, специфические особенности начального образования в соответствии с ФГОС НОО знаниевый
Владеет общей схемой определения цели, задач, ценностных ориентиров, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС НОО 2 поколения и выбора содержания, форм и методов начального общего образования с учетом преемственных связей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов. ориентировочный
Умеет обосновать цель, задачи, ценностные ориентиры, специфические особенности начального образования в соответствии с ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт моделирования и реализации образовательных ситуаций с учетом цели, задач, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС НОО опыт
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); Знает гуманистические ценностеи современной цивилизации знаниевый
Умеет выделять существенные характеристики методов социальных, гуманитарных и экономических наук ориентировочный
Владеет навыками диалогичного мышления операциональный
Имеет опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме опыт
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); Знает сущность понятия "культурно-просветительская деятельность". знаниевый
Понимает значимости выявления и использования возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. ориентировочный
Владеет методами анализа региональной культурной образовательной среды с точки зрения организации культурно-просветительской деятельности. операциональный
Имеет опыт анализа возможностей региональной культурной образовательной среды в организации культурно-просветительской деятельности. опыт
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); Знает основные профессиональные задачи и способы их решения с учетом специфики психолого-педагогической теории и практики. знаниевый
Понимает значимость использования систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных наук при решении профессиональных задач. ориентировочный
Умеет отобрать и использовать необходимые теоретические и практические психолого-педагогические знания для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач. операциональный
Имеет опыт осуществления оценки результатов решения профессиональных задач; опыт
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); Знает сущности понятия "ответственность" и основных признаков ответственного поведения знаниевый
Понимает значимость ответственности как личностного качества в профессиональной деятельности. ориентировочный
Умеет давать характеристику ситуации в педагогической деятельности с точки зрения ответственности операциональный
Имеет опыт характеристики ситуации в педагогической деятельности с точки зрения ответственности опыт
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6). Знает характеристики сотрудничества (понятие, линии, фазы) знаниевый
Понимает значимости сотрудничества обучающихся и воспитанников в становлении личности и обеспечении качества образовательного процесса. ориентировочный
Умеет осуществить выбор формы, методов и условий сотрудничества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников операциональный
Имеет опыт выбора формы, методов и условий сотрудничества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов профессиональных умений по использованию психолого-педагогических теорий и технологий при организации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формировать теоретические знания у студентов о психолого-педагогических теориях и технологиях начального образования.
  2. Формировать у студентов умение проектировать процесс обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с психолого-педагогическими теориями и технологиями обучения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 2,44 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы формировать представление о психологическом основе специфике образовательного процесса в начальной школе Соотносит фактический материал содержания начального образования с соответствующими психологическими теориями
  • Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
  • Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
  • Психологические основы типов обучения
Модуль 2. Педагогические технологии, используемые в НОО вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий, используемых в НОО Умеет отобрать и использовать необходимые педагогические технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач.
  • Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании
  • Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
  • Технология деятельностного метода обучения
  • Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение)
  • Проблемное обучение
  • Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология критического мышления)
  • Интерактивные технологии обучения.
  • Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика
  • Технология осуществления педагогического процесса
  • Проектирование образовательной деятельности (уроков)
  • Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе
  • Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение)
  • Технология проектного обучения.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция 2,0 1
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Лекция 2,0 1
3 Психологические основы типов обучения Лекция 2,0 2
4 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Семинар 2,0 2
5 Рубежный контроль Минизачет 2,0 3
6 Сущность технологии обучения Семинар 2,0 3
7 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа 2,0 4
8 Сущность развивающего обучения Семинар 2,0 4
9 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар 2,0 5
10 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар 2,0 5
11 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа 2,0 5
12 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар 2,0 6
13 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа 2,0 6
14 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар 2,0 7
15 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар 2,0 7
16 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Индивидуальная работа 2,0 7
17 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар 2,0 8
18 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар 2,0 8
19 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Конференция 2,0 9
20 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар 2,0 9
21 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар 2,0 10
22 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар 2,0 10
23 Технология проектного обучения. Семинар 2,0 11
24 Интерактивные технологии обучения. Семинар 2,0 11
25 Технологии оценивания достижений учащихся Семинар 2,0 12
26 Интерактивные технологии обучения. Лекция 2,0 12
27 Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика. Лекция 2,0 13
28 Рубежный контроль Минизачет 2,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Лекция Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
3 Психологические основы типов обучения Лекция Демонстрирует понимание достоинств и недостатков основных типов обучения в НОО Применение
4 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Семинар Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
Выделяет причинно-следственные связи ведущего вида деятельности взависимости от возраста учащихся Воспроизведение
Проектирует учебную деятельность детей младшего школьного возраста на уроке Применение
5 Рубежный контроль Минизачет Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
6 Сущность технологии обучения Семинар Описывает психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Воспроизведение
Умеет отбирать технологии начального образования в зависимости от профессиональной задачи Применение
7 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа Описывает историю развития развивающегося обучения в России Воспроизведение
Конкретизирует основные положения развивающего обучения Применение
Описывает технологический подход к обучению Воспроизведение
8 Сущность развивающего обучения Семинар Описывает историю развития развивающегося обучения в России Воспроизведение
Конкретизирует основные положения развивающего обучения Применение
9 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар Знание этапов формирования умственных действий Узнавание
Умеет конкретизировать каждый этап формирования умственных действий Применение
10 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Л.В.Занкова Воспроизведение
Умеет проектировать урок по СРО Л.В.Занкова Применение
11 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа Знание этапов формирования умственных действий Узнавание
Умеет конкретизировать каждый этап формирования умственных действий Применение
12 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Воспроизведение
Умеет анализировать урок по СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Применение
13 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Л.В.Занкова Воспроизведение
Умеет проектировать урок по СРО Л.В.Занкова Применение
14 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар Умеет проектировать урок с использованием технологии деятельностного метода обучения Применение
15 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения в начальной школе Воспроизведение
Умеет спроектировать проблемный диалог на уроке в начальной школе Применение
16 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Индивидуальная работа Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения в начальной школе Воспроизведение
Умеет спроектировать проблемный диалог на уроке в начальной школе Применение
17 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар Конкретизирует особенности формирования умения учиться в начальной школе Воспроизведение
Умеет спроектировать урок на основе реализации межпредметных связей Применение
Умеет проектировать метапредметные задания Применение
18 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар Описывает технологический подход к обучению Воспроизведение
19 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Конференция Конкретизирует основные компоненты модульного обучения Воспроизведение
Умеет проектировать урок используя технологию внутрипредметных связей в обучении Применение
20 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар Конкретизирует особенности формирования умения учиться в начальной школе Воспроизведение
Умеет проектировать метапредметные задания Применение
21 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Л.В.Занкова Воспроизведение
Умеет проектировать урок по СРО Л.В.Занкова Применение
Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Воспроизведение
Умеет анализировать урок по СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Применение
22 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар Описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо Воспроизведение
Умеет соотносить приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо с этапами урока по ФГОС НОО Применение
23 Технология проектного обучения. Семинар Умеет организовать проект в соответствии с психолого-педагогическими териями и технологиями начального образования Применение
24 Интерактивные технологии обучения. Семинар Умеет отбирать интерактивные технологии в зависимости от профессиональной задачи Применение
25 Технологии оценивания достижений учащихся Семинар Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Л.В.Занкова Воспроизведение
Умеет проектировать урок по СРО Л.В.Занкова Применение
Умеет проектировать урок с использованием технологии деятельностного метода обучения Применение
26 Интерактивные технологии обучения. Лекция Умеет отбирать интерактивные технологии в зависимости от профессиональной задачи Применение
27 Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика. Лекция Описывает основные компоненты технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика Воспроизведение
Умеет проектировать педагогическое взаимодействие учителя начальных классов и ученика в зависимости от профессиональной задачи Применение
28 Рубежный контроль Минизачет Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Воспроизведение
Умеет отбирать технологии начального образования в зависимости от профессиональной задачи Применение

Литература

Основная

  1. Батколина, В. В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: учебное пособие / Батколина В. В.. - М. : Российский новый университет, 2012. - 160 с. - То же [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21304.
  2. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций : учебное пособие / В.А. Титов. - М. : Приор-издат, 2008. - 224 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-9512-0779-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56304 (10.02.2015).

Дополнительная

  1. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010. - 174, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Профессиональное обучение). - Гриф УМО
  2. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  3. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии : учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374.
  4. Педагогика : учебник для бакалавров вузов по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. С. Подымова, [и др.], Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ) ; общ. ред. Л. С. Подымова, В. А. Сластенин . – М. : Юрайт, 2014 . – 332 с. – (Бакалавр. Базовый курс) .
  5. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [и др.] : МарТ, 2006.
  6. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений, реализующих программы сред. проф. образования по специальности 050146 "Преподавание в начальных классах" / [Сергеева, В.П. и др.] ; под ред. В.П. Сергеевой. - М. : Академия, 2013. - 316, [3] с. - (Среднее профессиональное образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО
  7. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008.
  8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы