бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 20 марта 2015 г. утверждено 26 апреля 2015 г.
Д.Б. Петрова заведующий кафедрой
согласовано 24 марта 2015 г.
О.В. Власова декан факультета
согласовано 30 марта 2015 г.

В.3.17 Эффективная работа в команде, 2 семестр 2 полусеместр

Б-4051, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Математика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.Г. Алешина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7) Знание приемов и средств конструктивного и бесконфликтного общения знаниевый
Владение схемой анализа взаимодействия участников коллектива ориентировочный
Владение способами выбора наиболее эффективных средств решения коммуникативных задач операциональный
Способен и готов организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6) Знание основ психологии коллектива, организации работы в команде, основных ролей членов команды знаниевый
Знание принципов организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников знаниевый
Владение критериями оценки вклада каждого члена в развитие команды и ее деятельность ориентировочный
Владение общей схемой анализа организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников ориентировочный
Понимание важности деятельности педагога в организации коллектива обучающихся и воспитанников ориентировочный
Владение методикой организации коллектива обучающихся и воспитанников операциональный
Владение приемами распределения ролей в команде операциональный

Цели изучения дисциплины

Способствовать формированию у студентов умений и навыков решения задач по организации эффективной работы группы

Задачи

  1. сформировать у студентов действия описания и анализа командной деятельности
  2. сформировать у студентов умения решать коммуникативные задачи культуросообразным способом
  3. сформировать у студентов умение разрабатывать план развития команды

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 14,5 ч. из 8,0 ч.
Часов в неделю 2,8 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические аспекты командной деятельности сформировать у студентов действия описания и анализа командной деятельности Знать: функции команды, возможности и ограничения команды, коммуникативные задачи, различие понятий «команда», «группа», «коллектив», основные понятия психологии группы: структура группы, групповые процесса. Понимать: различия показателей деятельности компании: эффективности и результативности, необходимость применения командного способа управления трудовыми ресурсами в проектных и матричных структурах группы, процесс развития группы, санкции группы, как необходимое условие эффективности работы группы. Уметь: характеризовать проявление в поведении и деятельности людей эффектов группового взаимодействия, выделять причины объединения людей в группы, описывать структуру группы, групповые процессы как свойства команды. Владеть: способом описания командной деятельности в системе показателей эффективности и результативности организации, правилами эффективного общения при организации совместной деятельности.
  • Команда сотрудников как условие эффективности компании
  • Свойства и признаки команды
Коммуникативные задачи сформировать у студентов умения решать коммуникативные задачи культуросообразным способом Знать: способы восприятия партнера: идентификация, эмпатия, рефлексия; роли в команде в классификации Р.Белбина; ценностно-ориентационное единство как условие эффективности совместной деятельности; тактики и стратегии аргументации, цели дискуссии, роли в дискуссии, правила дискуссии, структуру и механизм конфликта. Понимать: влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем, необходимость знания собственных ролевых предпочтений в групповой работе, необходимость кооперации с другими членами группы для достижения результата, условия использования аргументации, необходимость соблюдения правил дискуссии, целесообразность использования стратегий разрешения конфликта. Уметь: предоставлять обратную связь в процессе общения различными способами, составлять рекомендации для эффективного взаимодействия с другими участниками группы, вступать в конструктивное взаимодействие с членами команды с учетом собственной роли, соблюдать правила работы в группе, приводить примеры из жизни, демонстрирующие целесообразность аргументации, использовать аргументацию в дискуссии, выделять критерии оценки эффективного управления конфликтами. Владеть: культуросообразным способом восприятия партнера по общению, опытом самообследования с помощью эмпирических методов изучения, опытом участия в игровой совместной деятельности, требующей эффективного взаимодействия партнеров и ее анализа, опытом участия в групповой дискуссии, опытом анализа групповой дискуссии и конфликтного взаимодействия, способом описания структуры конфликта.
  • Восприятие партнера и собственная конгруэнтность в общении
  • Роли в команде
  • Эффективные схемы командного взаимодействия
  • Аргументация в дисскусии
  • Публичное выступление. Дискуссия
  • Управление конфликтами
Управление командой сформировать у студентов умение разрабатывать план развития команды Знать: основы сотрудничества разных групп: учащиеся, трудовые коллективы, спортивные команды и пр., стихийный и управляемый пути развития команды, вормы организации групповой работы. Понимать: необходимость организации сотрудничества детей, трудовых коллективом и прочих групп в деятельности, необходимость планирования развитием команды, способ проведения различных форм групповой работы. Уметь: анализировать результаты сотрудничества в деятельности, выделять условия эффективной работы команды, ставить задачи развития команды в зависимости от стадии ее развития. Владеть: опытом анализа сотрудничества в разных видах деятельности, опытом планирования развития команды
  • Организация сотрудничества в разных видах деятельности
  • Управление командой
  • Организация групповых форм взаимодействия коллектива

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Команда сотрудников как условие эффективности деятельности организации Лекция 2,0 1
2 Свойства и признаки команды Лекция 2,0 1
3 Свойства и признаки команды Индивидуальная работа 2,0 1
4 Рубежный контроль "План развития команды" Индивидуальная работа 2,0 1
5 Публичное выступление. Дискуссия Индивидуальная работа 1,5 1
6 Рубежный контроль "Критерии эффективной работы в команде" Контрольная работа 2,0 2
7 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа 2,0 2
8 Рубежный контроль "Критерии эффективной работы в команде" Индивидуальная работа 2,0 2
9 Роли в команде Вариативное задание 2,0 3
10 Эффективные схемы командного взаимодействия Практическая работа 4,0 3
11 Роли в команде Индивидуальная работа 2,0 3
12 Аргументация в дисскусии Другое 2,0 4
13 Публичное выступление. Дискуссия Практическая работа 2,0 4
14 Аргументация в дисскусии Индивидуальная работа 2,0 4
15 Управление конфликтами Практическая работа 2,0 5
16 Рубежный контроль "Коммуникативные задачи" Контрольная работа 2,0 5
17 Управление конфликтами Индивидуальная работа 2,0 5
18 Рубежный контроль "Коммуникативные задачи" Индивидуальная работа 1,0 5
19 Организация сотрудничества в разных видах деятельности Практическая работа 2,0 6
20 Управление командой Практическая работа 2,0 6
21 Организация групповых форм взаимодействия коллектива Практическая работа 2,0 7
22 Рубежный контроль "План развития команды" Другое 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Команда сотрудников как условие эффективности деятельности организации Лекция уметь различать показатели деятельности компании: эффективность и результативность Воспроизведение
понимать адекватность использования командного типа управления в матричных и проектных структурах компании Узнавание
Знать коммуникативные задачи в совместной и групповой деятельности Воспроизведение
знать возможности и ограничения командной деятельности в организации Узнавание
2 Свойства и признаки команды Лекция уметь сравнивать понятия "команда", "группа", "коллектив" Воспроизведение
уметь характеризовать групповые процессы Воспроизведение
знать правила работы в группе Воспроизведение
3 Свойства и признаки команды Индивидуальная работа уметь сравнивать понятия "команда", "группа", "коллектив" Воспроизведение
уметь выделять структуру группы Применение
уметь характеризовать групповые процессы Воспроизведение
знать правила работы в группе Воспроизведение
4 Рубежный контроль "План развития команды" Индивидуальная работа понимать необходимость сотрудничества в разных видах деятельности Воспроизведение
уметь использовать методы мотивации участников команды Применение
знать задачи развития команды, соотвествующие уровню ее развития Воспроизведение
уметь разрабатывать план развития группы с учетом условий ее эффективности Применение
уметь составлять план развития команды Применение
знать условия использлвания разных методов групповго обсуждения Узнавание
5 Публичное выступление. Дискуссия Индивидуальная работа знать условия, правила аргументации Воспроизведение
знать назначение дискуссии Воспроизведение
уметь применять правила дискуссии Применение
уметь соблюдать роли в дискуссии Применение
6 Рубежный контроль "Критерии эффективной работы в команде" Контрольная работа уметь различать показатели деятельности компании: эффективность и результативность Воспроизведение
Знать коммуникативные задачи в совместной и групповой деятельности Воспроизведение
уметь выделять мотивы группообразования Применение
уметь сравнивать понятия "команда", "группа", "коллектив" Воспроизведение
уметь выделять структуру группы Применение
уметь характеризовать групповые процессы Воспроизведение
знать правила работы в группе Воспроизведение
7 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа знать условия применения разных способов восприятия друг друга Воспроизведение
уметь распознавать барьеры восприятия Применение
уметь предоставлять обратную связь разными способами Применение
8 Рубежный контроль "Критерии эффективной работы в команде" Индивидуальная работа уметь различать показатели деятельности компании: эффективность и результативность Воспроизведение
Знать коммуникативные задачи в совместной и групповой деятельности Воспроизведение
уметь выделять мотивы группообразования Применение
знать возможности и ограничения командной деятельности в организации Узнавание
уметь сравнивать понятия "команда", "группа", "коллектив" Воспроизведение
уметь выделять структуру группы Применение
уметь характеризовать групповые процессы Воспроизведение
знать правила работы в группе Воспроизведение
9 Роли в команде Вариативное задание знать роли в команде Воспроизведение
10 Эффективные схемы командного взаимодействия Практическая работа знать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
уметь вступать в эффективные схемы взаимодействия в команде Применение
знать ЦОЕ команды Воспроизведение
11 Роли в команде Индивидуальная работа знать роли в команде Воспроизведение
знать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
12 Аргументация в дисскусии Другое знать основные стратегии и тактики аргументации Воспроизведение
знать условия, правила аргументации Воспроизведение
13 Публичное выступление. Дискуссия Практическая работа знать условия, правила аргументации Воспроизведение
знать назначение дискуссии Воспроизведение
уметь применять правила дискуссии Применение
уметь соблюдать роли в дискуссии Применение
14 Аргументация в дисскусии Индивидуальная работа знать основные стратегии и тактики аргументации Воспроизведение
знать условия, правила аргументации Воспроизведение
15 Управление конфликтами Практическая работа знать механизмы конфликтного взаимодействия Воспроизведение
уметь выделять структуру конфликта Применение
знать условия применения различных стратегий урегулирования конфликта Воспроизведение
16 Рубежный контроль "Коммуникативные задачи" Контрольная работа знать условия применения разных способов восприятия друг друга Воспроизведение
уметь распознавать барьеры восприятия Применение
уметь предоставлять обратную связь разными способами Применение
знать роли в команде Воспроизведение
уметь вступать в эффективные схемы взаимодействия в команде Применение
знать ЦОЕ команды Воспроизведение
знать назначение дискуссии Воспроизведение
знать механизмы конфликтного взаимодействия Воспроизведение
уметь выделять структуру конфликта Применение
знать условия применения различных стратегий урегулирования конфликта Воспроизведение
17 Управление конфликтами Индивидуальная работа знать механизмы конфликтного взаимодействия Воспроизведение
уметь выделять структуру конфликта Применение
знать условия применения различных стратегий урегулирования конфликта Воспроизведение
18 Рубежный контроль "Коммуникативные задачи" Индивидуальная работа знать условия применения разных способов восприятия друг друга Воспроизведение
уметь распознавать барьеры восприятия Применение
уметь предоставлять обратную связь разными способами Применение
знать роли в команде Воспроизведение
уметь вступать в эффективные схемы взаимодействия в команде Применение
знать ЦОЕ команды Воспроизведение
знать назначение дискуссии Воспроизведение
знать механизмы конфликтного взаимодействия Воспроизведение
уметь выделять структуру конфликта Применение
знать условия применения различных стратегий урегулирования конфликта Воспроизведение
19 Организация сотрудничества в разных видах деятельности Практическая работа понимать необходимость сотрудничества в разных видах деятельности Воспроизведение
уметь использовать методы мотивации участников команды Применение
20 Управление командой Практическая работа знать задачи развития команды, соотвествующие уровню ее развития Воспроизведение
уметь разрабатывать план развития группы с учетом условий ее эффективности Применение
21 Организация групповых форм взаимодействия коллектива Практическая работа знать условия использлвания разных методов групповго обсуждения Узнавание
22 Рубежный контроль "План развития команды" Другое понимать необходимость сотрудничества в разных видах деятельности Воспроизведение
уметь использовать методы мотивации участников команды Применение
знать задачи развития команды, соотвествующие уровню ее развития Воспроизведение
уметь разрабатывать план развития группы с учетом условий ее эффективности Применение
знать условия использлвания разных методов групповго обсуждения Узнавание

Литература

Основная

  1. Майерс, Д. (Myers, D.G.). Социальная психология = Social Psychology [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / Дэвид Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. - 7-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 793, [1] с. : ил. - (Мастера психологии).
  2. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 380, [3] c. - (Серия "Высшее образование"). - Гриф МО.
  3. Социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов и др.: под ред. А.Н. Сухова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. – 615 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118148
  4. Столяренко, Л.Д. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 251, [2] с. - (Шпаргалки). - Гриф МО.

Дополнительная

  1. Авдеев В.В. Работа с командой: психологические возможности. Практикум.: Для самостоятельной работы над оптимизацией совместной деятельности [Электронный ресурс]/ В.В. Авдеев. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 152 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=411008. - Загл. с экрана.
  2. Геллерт, Манфред. Все о командообразовании [Текст]: руководство для тренеров: пер. с нем. / Манфред Геллерт, Клаус Новак. – Москва: Вершина, 2006.
  3. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. - Технологии командообразования [Текст]. – Аспект Пресс, 2008.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др. Технология создания команды [Текст]. – СПб.: Изда-тельство «Речь», 2002.
  5. Козырев Г.И. Основы конфликтологии [Текст]. – М.: Владос, 1999. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. – М.: Владос, 1999.
  6. Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды [Текст]. Учебное посо-бие. – Новосибирск: СиБАГС, 2004.
  7. Паркер Г., Кролл Р. Формирование команды [Текст]. СПб. Питер. 2003.
  8. Практикум по социальной психологии [Текст]. Под ред. Клециной И.С. – Питер Пресс, 2008.
  9. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом [Текст]/ Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  10. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст]. – М.: Генезис. – 2003.

Цифровые ресурсы

  1. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Электронный ресурс] // Учебное пособие. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php
  2. Равикович, Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры : [практ. пособие] // Учебное пособие. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Гумер. – Режим доступа: http://www.Psihol/muhina/index.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. В.3.17 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Верченко И.А., Гринева К.Ю., Ефимова А.А., Мишанкина Н.А., Шурупова Г.Р., Майстренко В.И., Варакса А.Р., Плюснина М.А.. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.