бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Oct. 13, 2015 утверждено Jan. 18, 2016
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 27, 2015
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Dec. 26, 2015

ФТД.2 Биологические основы здоровьесберегающих технологий, 9 семестр 1 полусеместр

А-4261, 06.06.01, Физиология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеть способами подбора и создания методик получения, анализа и интерпретации результатов деятельности основных функциональных систем организма (ПК-2) владеть способами подбора и создания методик получения, анализа основных функциональных систем организма ориентировочный
готовностью планировать и осуществлять исследования на основе принципа системной организации организма человека (ПК-3) готовностью планировать и осуществлять исследования ориентировочный
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1) способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений в междисциплинарных областях операциональный

Цели изучения дисциплины

подготовка специалистов, способных применять знания о биологических закономерностях влияния здоровьесберегающих технологий на здоровье участников образовательного процесса на практике.

Задачи

  1. ознакомление с теоретическими и практическими требованиями гигиены к условиям и организации проведения занятий с учащимися
  2. формирование готовности реализовывать гигиенические принципы охраны здоровья участников образовательного процесса в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 14.5 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 4.5 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 21.75 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основные направления здоровьесбережения средствами образовательной среды 1. Формировать готовность реализовывать принципы здоровьесбережения участников образовательного процесса Знать м понимать виды здоровьесберегающих технологий, виды и особенности влияния гигиенических факторов, формирующих здоровье
  • Дидактическая единица (1). Современная школа и здоровье учащихся: факторы риска, статистика и тенденции
  • Дидактическая единица (2). Гигиенические основы сохранения здоровья учащихся в образовательном учреждении
  • Дидактическая единица (3). Гигиенические требования к рациональной организации учебного процесса
  • Дидактическая единица (4). Медико-психологические условия обучения детей
  • Дидактическая единица (5). Роль системы образования в воспитании культуры здоровья человека
Модуль 2. Профилактические программы в образовательной среде Знать основные направления здоровьесбережения средствами образовательной среды и уметь выбирать необходимые владетьосновами планирования здоровьесберегающих мероприятий в учебной среде
  • Дидактическая единица (1). Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, переутомления и психоэмоционального напряжения учащихся
  • Дидактическая единица (2). Проблема организации рационального питания и адекватной физической активности учащихся
  • Дидактическая единица (3). Профилактика развития вредных привычек и форм нарушения поведения учащихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современная школа и здоровье учащихся: факторы риска, статистика и тенденции Лекция 2.0 1
2 Гигиенические основы сохранения здоровья учащихся в образовательном учреждении Конференция 1.5 1
3 Гигиенические основы сохранения здоровья учащихся в образовательном учреждении Реферат 1.5 1
4 Гигиенические требования к рациональной организации учебного процесса Практическая работа 2.0 2
5 Медико-психологические условия обучения детей Лекция 1.0 2
6 Роль системы образования в воспитании культуры здоровья человека Лекция 1.0 2
7 Проблема организации рационального питания и адекватной физической активности учащихся Практическая работа 2.0 3
8 Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, переутомления и психоэмоционального напряжения учащихся Конференция 1.0 3
9 Профилактика развития вредных привычек и форм нарушения поведения учащихся Практическая работа 2.0 4
10 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 4
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современная школа и здоровье учащихся: факторы риска, статистика и тенденции Лекция Объяснять причины нездоровья учащихся, вызванные действием школьных факторов Воспроизведение
2 Гигиенические основы сохранения здоровья учащихся в образовательном учреждении Конференция Уметь осуществлять гигиеническую оценку организации учебной деятельности учащихся Применение
3 Гигиенические основы сохранения здоровья учащихся в образовательном учреждении Реферат Уметь осуществлять гигиеническую оценку организации учебной деятельности учащихся Применение
4 Гигиенические требования к рациональной организации учебного процесса Практическая работа Уметь диагностировать учебные факторы риска Применение
5 Медико-психологические условия обучения детей Лекция Понимать роль педагога и медицинского контроля в профилактике развития заболеваний учащихся Воспроизведение
6 Роль системы образования в воспитании культуры здоровья человека Лекция Уметь проводить мероприятия, воспитывающие здоровые привычки школьников Творчество
7 Проблема организации рационального питания и адекватной физической активности учащихся Практическая работа Уметь разрабытывать профилактические мероприятия, предостваряющие развитие вредных привычек школьников Применение
8 Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, переутомления и психоэмоционального напряжения учащихся Конференция Владеть навыками анализа достаточности физической активности школьников и рациональности питания Применение
9 Профилактика развития вредных привычек и форм нарушения поведения учащихся Практическая работа Понимать роль профилактических программ в сохранении здоровья школьников Воспроизведение
Владеть навыками анализа достаточности физической активности школьников и рациональности питания Применение
10 Рубежный контроль Коллоквиум Понимать роль профилактических программ в сохранении здоровья школьников Воспроизведение
Владеть навыками анализа достаточности физической активности школьников и рациональности питания Применение
Уметь разрабытывать профилактические мероприятия, предостваряющие развитие вредных привычек школьников Применение
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа Понимать роль профилактических программ в сохранении здоровья школьников Воспроизведение
Владеть навыками анализа достаточности физической активности школьников и рациональности питания Применение
Уметь разрабытывать профилактические мероприятия, предостваряющие развитие вредных привычек школьников Применение

Литература

Основная

  1. Багнетова, Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся ХМАО-Югры / Е.А. Багнетова. - Сургут: Дефис, 2013. - 178 с.
  2. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента :учеб. пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Физическая культура» / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус , 2012. - 238 с.
  3. Попова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования : [науч. изд.] / М. А. Попова, А. А. Говорухина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Тюмень : Аксиома, 2013. - 287, [1] с.

Дополнительная

  1. Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта : курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности - физическая культура / Е.А. Багнетова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 251 с.
  2. Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Физическая культура. Практикум / Е.А. Багнетова ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - 206 с. Гриф УМО.
  3. Здоровьесберегающая деятельность : планирование, рекомендации, мероприятия / авт.-сост.: Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 205 с.
  4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград : Учитель, 2009. - 172 с.
  5. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии :учеб. пособие для студентов вузов по специальности 050711 (031300) - социальная педагогика / А. М. Митяева. - М. : Академия, 2008. - 187, [1] с. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - М. : Школьные технологии, 2013. - 127 с.
  6. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
  7. Общая и специальная гигиена: учеб. словарь / Багнетова Е.А. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 172 с.
  8. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенстврвание / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009. - 159 с.

Цифровые ресурсы

  1. Багнетова, Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся ХМАО-Югры / Е.А. Багнетова. - Сургут: Дефис, 2013. - 178 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
  2. Здоровье и образование. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: Режим доступа: http: www.valeo.edu.ru.
  3. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период. Т.П. Сабгайда, О.Б.Окунев http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  4. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.8 Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности [Электронный ресурс]: Б-3011 Направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование» / профиль Физкультурное образование, зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. ФТД.2 Биологические основы здоровьесберегающих технологий. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 06.06.01 – Биологические науки Направленность: Физиология. ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.