бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Aug. 26, 2015 утверждено Sept. 19, 2015
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 5, 2015
О.В. Власова декан факультета
согласовано Sept. 6, 2015

В.3.1 Введение в профессию, 1 семестр 2 полусеместр

Б-5251, 39.03.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). Знание об опыте лучших представителей профессии. знаниевый
Знание об особенностях индивидуальной траектории обучения. знаниевый
Знание о компетентностной модели выпускника (ФГОС ВО, учебный план пдготовки конкретного выпускника и т.д.). знаниевый
Знание о конкретной профессиональной деятельности и способах достижения профессионального мастерства. знаниевый
Знание основных требований рынка труда к специалистам данного профиля. знаниевый
Знание о социальной роли и значимости профессии. знаниевый
Знание содержания понятия профессиональное саморазвитие. знаниевый
Знание сущности профессиональных стандартов. знаниевый
Умение описывать сущностные признаки профессии и выделять ее место в современном обществе. ориентировочный
Умение определять качества субъекта профессиональной деятельности. ориентировочный
Умение строить собственную программу прфессионального обучения. ориентировочный
Умение описывать, сравнивать, классифицировать, выявлять структуру объектов действительности. операциональный
Умение составлять сообщения, доклады, рефераты. операциональный
Написание сообщений о лучших представителях профессии, выступление на круглых столах, встречах с представителями и т.д.). опыт
Описание, сравнение, построение обощений, классификаций на примере описания профессии, социальной роли и значимости, компетентностной модели т.д. опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Охарактеризовать основные тенденции в социологии и профессиональную роль специалиста.
  2. Познакомить с организацией современной системы подготовки выпускника высшей школы.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 5.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Характеристика основных тенденций в социологии и специалиста-социолога Охарактеризовать основные тенденции в социологи и профессиональную роль специалиста-социолога Сформировать представление о специальности Социология" и тенденциях ее развития
  • Профессиональные стандарты направления подготовки "Социология"
Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Познакомить с организацией современной системы подготовки выпускника высшей школы Понимать специфику организации и подготовки специалистов-социологв
  • Компетенции и модель выпускника напраления подготовки "Социология"

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Требования рынка труда к специалистам социологам Лекция 1.0 1
2 Функции, задачи и направления профессиональной деятельности социолога Лекция 2.0 1
3 Функции, задачи и направления профессиональной деятельности социолога Индивидуальная работа 1.5 1
4 Требования рынка труда к специалистам социологам Индивидуальная работа 1.0 1
5 Профессиональные стандарты Практическая работа 2.0 2
6 Роль социологии в современном российском обществе Другое 2.0 2
7 Роль социологии в современном российском обществе Индивидуальная работа 2.0 2
8 Социальная роль и значимость профессии Практическая работа 2.0 3
9 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа 2.0 3
10 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 4
11 ФГОС ВПО по направлению подготовки "Социлогия" Лекция 2.0 4
12 ФГОС ВПО по направлению подготовки "Социлогия" Индивидуальная работа 2.0 4
13 Компетентностная модель выпускника Практическая работа 2.0 5
14 Индивидуальная траектория обучения Коллоквиум 2.0 5
15 Формирование компетенций выпускника Семинар 2.0 5
16 Формирование компетенций выпускника Индивидуальная работа 2.0 5
17 Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе Семинар 2.0 6
18 Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе Практическая работа 2.0 6
19 Учебный план подготовки выпускника Практическая работа 2.0 7
20 Рубежный контроль Конференция 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Требования рынка труда к специалистам социологам Лекция Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
2 Функции, задачи и направления профессиональной деятельности социолога Лекция Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
3 Функции, задачи и направления профессиональной деятельности социолога Индивидуальная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
4 Требования рынка труда к специалистам социологам Индивидуальная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
5 Профессиональные стандарты Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
6 Роль социологии в современном российском обществе Другое Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
7 Роль социологии в современном российском обществе Индивидуальная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
8 Социальная роль и значимость профессии Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
9 Опыт лучших представителей профессии Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
10 Рубежный контроль Контрольная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
11 ФГОС ВПО по направлению подготовки "Социлогия" Лекция Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
12 ФГОС ВПО по направлению подготовки "Социлогия" Индивидуальная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
13 Компетентностная модель выпускника Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
14 Индивидуальная траектория обучения Коллоквиум Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
15 Формирование компетенций выпускника Семинар Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
16 Формирование компетенций выпускника Индивидуальная работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
17 Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе Семинар Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
18 Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
19 Учебный план подготовки выпускника Практическая работа Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение
20 Рубежный контроль Конференция Понимать особенности профессиональной сферы "Социология" и роль профессиональных стандартов в вопросе подготовки будущего специалиста Воспроизведение
Понимать особенность модели выпускника и характеристику его основных компетенций Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования /Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. – 200 с.
  2. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования (Электронный ресурс)/Г.И. Климантова: учебник для бакалавров.-М.: Дашков и К, 2014.-256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань).- Режим доступа на 27.01.2015:http://e.lanbook.com/view/book/44108/.- Загл. с экрана
  3. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 2012. – 395с.

Дополнительная

  1. Ослон А. Мегаопросы населения России. Проект «ГеоРейтинг» //Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений. – 2007. - №3. - С.117-122.
  2. Фень Е. Образ студента: обстоятельства времени //Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений. – 2007. - №5. – С. 46-62.

Цифровые ресурсы

  1. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) http://www.wciom.ru
  2. Фонд «Общественное мнение». - Режим доступа: http://www.fom.ru

Источники

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 "Социология" Режим доступа: http://www.kantiana.ru/uop/managers/list/42.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Введение в профессию. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/