СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Ф.И. Дубовая директор библиотеки | Т.М. Захожая проректор по УР | |
согласовано 31 августа 2015 г. | ||
А.А. Ниязова заведующий кафедрой | ||
согласование отклонено 22 сентября 2015 г. | ||
В.В. Толмачева декан факультета | ||
Н.В. Абрамовских ____________ |
Компетенция | Содержание компетенции | Тип |
---|---|---|
владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); | знать основные теоретические и эмпирические методы исследования | знаниевый |
знать уровни методологического анализа, особенности формулировки научной гипотезы | знаниевый | |
общую характеристику исследовательской деятельности как важного вида человеческой деятельности (цель, содержание, продукт, способы, средства), | знаниевый | |
владеть умениями спланировать ход исследования и мысленно определить способы решения исследовательской задачи | операциональный | |
способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3). | знать виды педагогических исследований | знаниевый |
знать историю развития науки, структуру научного познания, | знаниевый | |
знать уровни готовности педагога к исследовательской деятельности | знаниевый | |
уметь выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу | ориентировочный | |
уметь обосновать актуальность, выявить противоречие | ориентировочный | |
уметь поставить и сформулировать проблему исследования | ориентировочный | |
владеть умениями выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы | операциональный | |
иметь опыт написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования | опыт |
повышение уровня развития методологической культуры аспирантов, развитие их исследовательской и творческой активности, совершенствование готовности к решению комплекса профессиональных исследовательских задач, к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности.
Трудоемкость | 108 ч. |
---|---|
Аудиторная работа | 22,0 ч. (20,37%) |
Контроль самостоятельной работы | 2,0 ч. |
Самостоятельная работа студента | 86,0 ч. (79,63%) |
Процент выполнения нагрузки | 100,0% |
Индивидуальная работа со студентами | 1,5 ч. из 1,5 ч. |
Часов в неделю | 1,29 ч. (3,0 ч. норма) |
Название | Цель | Результат | Дидактические единицы |
---|---|---|---|
Модуль 1 | 1. систематизация общих представлений аспирантов об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании (история науки, категории, общенаучные принципы, способы деятельности); формирование осознанного отношения аспирантов к выполнению научно-исследовательской деятельности, развитие личностной ответственности за процесс и результаты осуществления исследовательской деятельности | осознание специфики организации научного исследования в образовании, знание методологических требований к организации педагогического исследования и умение выстраивать на их основе собственную научно-исследовательскую работу |
|
Модуль 2 | 2. углубление, конкретизация и расширение представлений и понятий аспирантов, связанных с методами научного педагогического исследования, формирование у них умений выбора альтернативных подходов к выбору методов исследования и диагностических методик, закрепление у аспирантов опыта применения основных профессиональных исследовательских умений и способов решения исследовательских задач, умения обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности; | владение современными методами организации научно-исследовательской работы |
|
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Понятие «исследовательской», «научно-исследовательской» деятельности человека. Значение научно-исследовательской деятельности для развития современного образования. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Система научных подходов к организации исследовательской работы в образовании: системный, личностный, деятельностный, компетентностный, аксиологический и др. | знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности | Узнавание |
Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Влияние философии на развитие методологии педагогики. Основные положения методологии педагогики. Предмет методологических исследований. Значение методологических исследований для улучшения качества педагогического процесса. Источники методологического обеспечения: философские знания, общенаучные исследования, методологические исследования, собственно научные исследования, специальные исследования, методологическая рефлексия исследователя. Структура методологии: высший философский уровень, общенаучный уровень, педагогический уровень, технологический уровень. Методологические и специально-научные исследования: сходства и отличия. | знание уровней методологического анализа | Воспроизведение |
умение обосновать актуальность научного исследования | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Основные компоненты педагогического исследования: определение проблемы; объекта и предмета исследования; формулировка темы; изучение литературных источников; анализ базовых понятий; уточнение терминологии; постановка задач исследования; предварительный анализ имеющейся информации; условий и методов решения данного типа и уровня познавательных задач; формулировка исходных гипотез; составление плана исследовательской работы; накопление фактов из педагогической практики; теоретическая и экспериментальная проверка гипотез; анализ и обобщение результатов; их научная интерпретация построение теоретических выводов; разработка научно-методических рекомендаций практике; оформление результатов научного исследования; внедрение результатов исследования в практику. | знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание |
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | |
Научное исследование как многоаспектный, многоэтапный процесс. Мотивационная основа научного исследования. Поле проблематизации; озадачивание; постановка общей цели (задачи) исследования; нахождение ответа в существующей литературе — предварительный анализ состояния проблемы; исходная (рабочая) гипотеза; выбор метода исследования; планирование и организация исследования; проведение исследования; фиксация хода исследования в протоколах; анализ, обобщение полученных результатов, их обработка; соотнесение с исходной гипотезой; обсуждение полученных результатов; подготовка текста. Методологическая (теоретическая) и процедурная (практическая) части исследования. | знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение |
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Метод научного познания как способ выявления достоверных фактов, установления существующих между явлениями связей и зависимостей, закономерных тенденций развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки. Общая характеристика метода. Сопоставительная характеристика методов теоретического и эмпирического исследования. Принцип совокупности методов и принцип адекватности метода существу изучаемого предмета, конкретному продукту исследования как основные для выбора методов решения исследовательских задач. Многообразие подходов к классификации методов научных педагогических исследований: методы собственно педагогические и смежных наук (философии, социологии, истории, психологии, физиологии); методы констатирующие и преобразующие. Связь цели, предмета и метода исследования. Методы количественной и качественной оценки педагогических явлений и т.д. | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Понятие текста. Определение устного и письменного текста. Различные подходы к структуре текста. Общая характеристика научного стиля. Научный текст, его характеристики, его виды. Представленность в научном тексте всех условий исследовательской деятельности, субъектных характеристик. Содержание и форма разных видов научного текста. Заданность структурной организации научного текста разных видов, структурная организация научного отчета, доклада, статьи, тезисов, текста научно-исследовательской работы. Требования, предъявляемые к языку научного документа: выразительность, точность. Некоторые особенности научного языка. Особенности академического речевого этика. Публичная защита научных текстов (курсовых, дипломных, диссертационных работ) как специфическая форма общения: личностное и социально-ориентированное общение. Характеристика публичной защиты как адресного, социально-ориентированного общения. Публичный диалог (вопрос-ответ) и его специфика в условиях публичной защиты текста научного исследования. | знание особенностей научного текста | Воспроизведение |
умение излагать результаты научного исследования | Творчество |
№ | Тема занятия | Тип занятия | Кол-во часов | Неделя |
---|---|---|---|---|
1 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Лекция | 2,0 | 1 |
2 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Самостоятельное изучение | 4,0 | 1 |
3 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Конференция | 2,0 | 2 |
4 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Самостоятельное изучение | 4,0 | 2 |
5 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Практическая работа | 2,0 | 3 |
6 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 3 |
7 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Семинар | 2,0 | 4 |
8 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 4 |
9 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Лекция | 2,0 | 5 |
10 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Самостоятельное изучение | 4,0 | 5 |
11 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Вариативное задание | 2,0 | 6 |
12 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Самостоятельное изучение | 4,0 | 6 |
13 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Лекция | 2,0 | 7 |
14 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Самостоятельное изучение | 4,0 | 7 |
15 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Практическая работа | 2,0 | 8 |
16 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Самостоятельное изучение | 4,0 | 8 |
17 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Лекция | 2,0 | 9 |
18 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 9 |
19 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Практическая работа | 2,0 | 10 |
20 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 10 |
21 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Практическая работа | 2,0 | 11 |
22 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 11 |
23 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 1,0 | 12 |
24 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Вариативное задание | 2,0 | 12 |
25 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 13 |
26 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 13 |
27 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Практическая работа | 2,0 | 14 |
28 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Самостоятельное изучение | 4,0 | 15 |
29 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Самостоятельное изучение | 2,0 | 16 |
30 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Индивидуальная работа | 1,5 | 17 |
№ | Тема | Тип занятия | Результаты | Уровень усвоения | Тестовые задания |
---|---|---|---|---|---|
1 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Лекция | знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности | Узнавание | |
2 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Самостоятельное изучение | знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности | Узнавание | |
знание уровней методологического анализа | Воспроизведение | ||||
3 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Конференция | знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности | Узнавание | |
знание уровней методологического анализа | Воспроизведение | ||||
умение обосновать актуальность научного исследования | Применение | ||||
4 | Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека | Самостоятельное изучение | знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности | Узнавание | |
знание уровней методологического анализа | Воспроизведение | ||||
умение обосновать актуальность научного исследования | Применение | ||||
5 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Практическая работа | знание уровней методологического анализа | Воспроизведение | |
умение обосновать актуальность научного исследования | Применение | ||||
знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | ||||
6 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание уровней методологического анализа | Воспроизведение | |
умение обосновать актуальность научного исследования | Применение | ||||
знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | ||||
7 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Семинар | умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | |
знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение | ||||
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение | ||||
8 | Методологические основы научного психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | |
знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение | ||||
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение | ||||
9 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Лекция | знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | |
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | ||||
10 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Самостоятельное изучение | знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | |
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | ||||
11 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Вариативное задание | знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | |
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | ||||
12 | Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). | Самостоятельное изучение | знание базовых понятий методологии педагогики | Узнавание | |
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу | Применение | ||||
13 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Лекция | знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение | |
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение | ||||
14 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Самостоятельное изучение | знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение | |
15 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Практическая работа | знание этапов организации научного исследования | Воспроизведение | |
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение | ||||
16 | Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение | Самостоятельное изучение | умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы | Применение | |
17 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Лекция | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
18 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
19 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Практическая работа | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
20 | Общая характеристика методов педагогического исследования | Самостоятельное изучение | умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | |
21 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Практическая работа | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
22 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
23 | Теоретические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
24 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Вариативное задание | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
25 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
26 | Эмпирические методы психолого-педагогического исследования | Самостоятельное изучение | знание характеристики современных методов исследования | Воспроизведение | |
умение обосновывать выбор методов исследования | Применение | ||||
27 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Практическая работа | знание особенностей научного текста | Воспроизведение | |
умение излагать результаты научного исследования | Творчество | ||||
28 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Самостоятельное изучение | знание особенностей научного текста | Воспроизведение | |
умение излагать результаты научного исследования | Творчество | ||||
29 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Самостоятельное изучение | знание особенностей научного текста | Воспроизведение | |
умение излагать результаты научного исследования | Творчество | ||||
30 | Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности | Индивидуальная работа | знание особенностей научного текста | Воспроизведение | |
умение излагать результаты научного исследования | Творчество |