бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 31 августа 2015 г.
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласование отклонено 22 сентября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 1 семестр

А-4022, 44.06.01, Теория и методика профессионального образования, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
 владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); знать основные теоретические и эмпирические методы исследования знаниевый
знать уровни методологического анализа, особенности формулировки научной гипотезы знаниевый
общую характеристику исследовательской деятельности как важного вида человеческой деятельности (цель, содержание, продукт, способы, средства), знаниевый
владеть умениями спланировать ход исследования и мысленно определить способы решения исследовательской задачи операциональный
 способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3). знать виды педагогических исследований знаниевый
знать историю развития науки, структуру научного познания, знаниевый
знать уровни готовности педагога к исследовательской деятельности знаниевый
уметь выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу ориентировочный
уметь обосновать актуальность, выявить противоречие ориентировочный
уметь поставить и сформулировать проблему исследования ориентировочный
владеть умениями выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы операциональный
иметь опыт написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

повышение уровня развития методологической культуры аспирантов, развитие их исследовательской и творческой активности, совершенствование готовности к решению комплекса профессиональных исследовательских задач, к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности.

Задачи

  1. систематизация общих представлений аспирантов об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании (история науки, категории, общенаучные принципы, способы деятельности); формирование осознанного отношения аспирантов к выполнению научно-исследовательской деятельности, развитие личностной ответственности за процесс и результаты осуществления исследовательской деятельности
  2. углубление, конкретизация и расширение представлений и понятий аспирантов, связанных с методами научного педагогического исследования, формирование у них умений выбора альтернативных подходов к выбору методов исследования и диагностических методик, закрепление у аспирантов опыта применения основных профессиональных исследовательских умений и способов решения исследовательских задач, умения обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 22,0 ч. (20,37%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 86,0 ч. (79,63%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,5 ч. из 1,5 ч.
Часов в неделю 1,29 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 1. систематизация общих представлений аспирантов об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании (история науки, категории, общенаучные принципы, способы деятельности); формирование осознанного отношения аспирантов к выполнению научно-исследовательской деятельности, развитие личностной ответственности за процесс и результаты осуществления исследовательской деятельности осознание специфики организации научного исследования в образовании, знание методологических требований к организации педагогического исследования и умение выстраивать на их основе собственную научно-исследовательскую работу
  • Общая характеристика научного исследования
  • Этапы научного исследования
Модуль 2 2. углубление, конкретизация и расширение представлений и понятий аспирантов, связанных с методами научного педагогического исследования, формирование у них умений выбора альтернативных подходов к выбору методов исследования и диагностических методик, закрепление у аспирантов опыта применения основных профессиональных исследовательских умений и способов решения исследовательских задач, умения обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности; владение современными методами организации научно-исследовательской работы
  • Методы научного исследования
  • Изложение результатов научного исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция 2,0 1
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция 2,0 2
4 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение 4,0 2
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 3
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 3
7 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 4
8 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 4
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2,0 5
10 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 4,0 5
11 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 2,0 6
12 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 4,0 6
13 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция 2,0 7
14 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 4,0 7
15 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2,0 8
16 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 4,0 8
17 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция 2,0 9
18 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 9
19 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа 2,0 10
20 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 10
21 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 11
22 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 11
23 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 1,0 12
24 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание 2,0 12
25 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 13
26 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 13
27 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2,0 14
28 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 4,0 15
29 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 2,0 16
30 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа 1,5 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности Узнавание
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности Узнавание
знание уровней методологического анализа Воспроизведение
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности Узнавание
знание уровней методологического анализа Воспроизведение
умение обосновать актуальность научного исследования Применение
4 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение знание истории развития науки, структуры научного познания, научных подходов к организации исследовательской деятельности Узнавание
знание уровней методологического анализа Воспроизведение
умение обосновать актуальность научного исследования Применение
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа знание уровней методологического анализа Воспроизведение
умение обосновать актуальность научного исследования Применение
знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание уровней методологического анализа Воспроизведение
умение обосновать актуальность научного исследования Применение
знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
7 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
8 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
10 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
11 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
12 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение знание базовых понятий методологии педагогики Узнавание
умение поставить и сформулироватьпротиворечие, проблему исследования; сформулировать гипотезу Применение
13 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
14 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
15 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
16 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
17 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
18 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
19 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
20 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение умение обосновывать выбор методов исследования Применение
21 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
22 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
23 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
24 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
25 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
26 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание характеристики современных методов исследования Воспроизведение
умение обосновывать выбор методов исследования Применение
27 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа знание особенностей научного текста Воспроизведение
умение излагать результаты научного исследования Творчество
28 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей научного текста Воспроизведение
умение излагать результаты научного исследования Творчество
29 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей научного текста Воспроизведение
умение излагать результаты научного исследования Творчество
30 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа знание особенностей научного текста Воспроизведение
умение излагать результаты научного исследования Творчество

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук. – Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2013. – 108 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20265

Дополнительная

  1. Батколина, В.В. Инновационные подходы в образовании взрослых [Электронный ресурс]: монография/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21276.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю : [справ. - метод. пособие для студентов, аспирантов и соискателей учёной степени кандидата пед. наук] [Текст] / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина; Пезен. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. - 199 c.
  3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований[Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Коржуев, А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М.: Академический проект, 2008. - 288 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143205 (04.06.2014).
  6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  7. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие [Текст] / А. В. Павлов. - М., 2010. - 344 с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Методология и методы психолого-педагогического исследования» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.