бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 августа 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
Л.Г. Бортникова декан факультета

М2.Б.3 Инновационные технологии в преподавании предметов в начальной школе, 1 семестр

М-5021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11). Знает как исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития НОО знаниевый
Владеет общей схемой определения цели, задач, ценностных ориентиров, специфических особенностей начального образования в соответствии с ФГОС ориентировочный
Умеет опираться на содержание, требования ФГОС НОО при проектировании образовательного процесса в начальной школе с использованием инновационных педагогических технологий операциональный
Имеет опыт проектирования образовательного процесса в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО опыт
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); Знает методические модели, методики, технологии и приемы обучения в НОО знаниевый
Владеет общей схемой оценки результатов решения профессиональной задачи. ориентировочный
Умеет осуществлять рефлексию и коррекцию профессиональных действий операциональный
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной деятельности (ПК-9); Знает приемы систематизации, обобщения и распространения методического опыта знаниевый
Владеет критериями отбора содержания профессиональной деятельности для распространения методического опыта ориентировочный
Умеет систематизировать, обобщать и распространять методический опыт в профессиональной деятельности операциональный
Имеет опыт систематизации, обобщения и распространения методического опыта в профессиональной деятельности опыт
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); Умеет самостоятельно осваивать новые методы исследования знаниевый
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); Знает особенности формирования образовательной среды в НОО знаниевый
Выявляет особенности формирования педагогом образовательной среды в НОО в зависимости от его способности ориентировочный
Умеет, используя свои способности, формировать образовательную среду НОО для реализации задач инновационной образовательной политики операциональный
- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); Знает пути формирования ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач знаниевый
Знает общую схему ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач ориентировочный
Умеет составлять собственную ресурсно-информационную базу для решения профессиональных задач операциональный
Имеет опыт использования ресурсной-информационной базы для преподавания предметов в НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у магистрантов профессиональную компетентность в области теории технологизации образовательного процесса и практическую готовность к реализации инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе

Задачи

  1. Формировать умения анализировать и оценивать эффективность использования инновационные технологий в учебном процессе в начальной школе
  2. Сформировать умения применять инновационные технологии в процессе преподавания предметов в зависимости от решаемой профессиональной задачи

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 34,0 ч. (31,48%)
Контроль самостоятельной работы 24,0 ч.
Самостоятельная работа студента 75,0 ч. (69,44%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 2,43 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Роль инновационных технологий в преподавании предметов в НОО Формировать умения анализировать и оценивать эффективность использования инновационные технологий в учебном процессе в начальной школе 1.Характеризует инновационные технологий обучения и их значение в предметном преподавании в начальной школе. 2. Анализирует и оценивает эффективность использования инновационных технологий в НОО
  • Специфика педагогических технологий
  • Требования к учителю начальных классов, реализующего инновационные технологии при преподавании предметов
Проектирование и пременение инновационных технологий в преподавании предметов в НОО Сформировать умения применять инновационные технологии в процессе преподавания предметов в зависимости от решаемой профессиональной задачи 1. Отбирает инновационные технологии в зависимости от решаемой профессиональной задачи и особенностей предметной области. 2. Проектирует уроки с использованием инновационных технологий по разным предметам в зависимости от решаемой профессиональной задачи. 3. Умеет осуществлять рефлексию и коррекцию профессиональных действий по решению профессиональных задач
  • Современный урок в свете реализации ФГОС НОО
  • Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в преподавании предметов
  • Использование технологии визуализации учебной информации в преподавании предметов
  • Использование технологии сотрудничества в преподавании предметов в НОО
  • Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Конференция 2,0 1
2 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Индивидуальная работа 2,0 1
3 Требования к учителю начальных классов, реализующего инновационные технологии при преподавании предметов Семинар 2,0 2
4 Требования к учителю начальных классов, реализующего инновационные технологии при преподавании предметов Семинар 2,0 2
5 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Конференция 2,0 3
6 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Семинар 2,0 3
7 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Контрольная работа 2,0 3
8 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Лекция 2,0 4
9 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Коллоквиум 2,0 5
10 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Конференция 2,0 6
11 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Контрольная работа 2,0 6
12 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Семинар 2,0 7
13 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция 2,0 7
14 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция 2,0 8
15 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Минизачет 2,0 8
16 Активные формы и методы обучения Конференция 2,0 9
17 Активные формы и методы обучения Конференция 2,0 10
18 Активные формы и методы обучения Семинар 2,0 10
19 Активные формы и методы обучения Индивидуальная работа 2,0 10
20 Рубежный контроль (проект) Другое 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Конференция Знает специфику и виды педагогических технологий. Воспроизведение
Знает содержание понятий педагогическая технология и инновационные педагогические технологии Воспроизведение
Описывает классификацию инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
2 Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы Индивидуальная работа Выделяет основных направлений государственной политики в области инновационной деятельности образовательных организаций (на основании нормативных документов) Воспроизведение
3 Требования к учителю начальных классов, реализующего инновационные технологии при преподавании предметов Семинар Характеризует структурные компоненты инновационной деятельности учителя начальных классов: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Воспроизведение
Описавает профессиональные компетенций учителя начальных классов представленные в Профессиональном стандарте педагога Воспроизведение
Умеет осуществлять рефлексию и коррекцию профессиональных действий по решению профессиональных задач Применение
4 Требования к учителю начальных классов, реализующего инновационные технологии при преподавании предметов Семинар Описавает профессиональные компетенций учителя начальных классов представленные в Профессиональном стандарте педагога Воспроизведение
5 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Конференция Знает примерную структуру урока в соответствии ФГОС НОО Воспроизведение
6 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Семинар Проектирует технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО и особенностями предметной области Применение
7 Современный урок в свете реализации ФГОС НОО Контрольная работа Знает обобщенный алгоритмом построения технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
8 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Лекция Описывает структурные компоненты педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Проблемное обучение. Технология проектного обучения. Игровые технологии) (по Г.К.Селевко) Воспроизведение
Знает специфику использования педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в начальной школе Воспроизведение
9 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся. Коллоквиум Владеет критериями отбора педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в зависимости от решения профессиональной задачи Применение
Проектирует урок с использованием педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в соответствии с особенностями предметной области Узнавание
10 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Конференция Знает основы теории визуализации учебной информации Воспроизведение
11 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Контрольная работа Умеет наглядно представлять учебную информацию в виде таблицы, схемы, ментальной карты, опорного сигнала, диаграммы, кластера, графа. Применение
12 Методология преподавания в начальной школе с использованием приемов и методов активизации восприятия учащихся, техника применения различных средств визуализации информации Семинар Проектирует деятельность школьников и педагога при использовании технологии визуализации учебной информации на уроке Применение
13 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция Описывает основные технологические компоненты технологии сотрудничества (по Селевко) Воспроизведение
14 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Конференция Знает общии стратегии организации уроков в рамках обучения в сотрудничестве (Student Team Learning (STL, обучение в команде) Jigsaw (пила) Learning Together (учимся вместе)) Применение
Описывает затруднения субъектов учебного процесса при реализации технологии сотрудничества и пути их преодаления Применение
15 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Минизачет Проектирует технологическую карту урок с использованием технологии сотрудничества с учетом особенностей предметных областей Применение
16 Активные формы и методы обучения Конференция Описывают классификацию активных методов обучения (по М.Новик) Воспроизведение
17 Активные формы и методы обучения Конференция Выделяют особенности организации деятельности учащихся и учителя начальных классов при реализации активных методов обучения на уроке Применение
18 Активные формы и методы обучения Семинар Проектируют организацию групповой работы младших школьников при применении активных методов обучения на уроках Применение
19 Активные формы и методы обучения Индивидуальная работа Выделяют критерии выбора вида активных методов обучения в зависимости от цели урока и специфики предметной области Воспроизведение
20 Рубежный контроль (проект) Другое Умеет составлять собственную ресурсно-информационную базу технологий для решения профессиональных задач Применение

Литература

Основная

  1. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Матяш. — 2-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 160 с.
  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с. - (Высшее профессиональное образование).
  3. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [идр.] : МарТ, 2006. - 332, [1] с., перераб. и доп.-Ростов-на-Дону:МарТ [и др.], 2010.
  4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. – 317 с

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. [Текст] М.: Академия, 2012.
  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просве¬щение, 2011. — 190 с. — (Работаем по новым стандар¬там).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. О т действия к мысли [Текст] / П од ред. А. Г . Асмолова. М.: Просвещение, 2012.
  5. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / Т. Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 132 с. - 978-5-9675-0755-7. То же [Электронный ресурс]Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
  6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  7. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562
  8. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 432 с.
  9. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842
  10. Федотова Е. Л.Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 336 с. То же [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=251095

Цифровые ресурсы

  1. Cлободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  2. Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii
  3. Интерактивные методы обучения. методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sch16.baranovichi.edu.by/sm_full.aspx?guid=5443
  4. Технологии игрового обучения в начальной школе: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-298808.html

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.Б.3 Инновационные технологии в преподавании предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5022 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.Б.3 Инновационные технологии в преподавании предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5022 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.