бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа*

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
О.В. Власова декан факультета

Б2.В.ОД.4 Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, 5 семестр 1 полусеместр

Б-3241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.Г. Адюкова ____________
Е.В. Митющенко ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-13 понимание сущности и значения информации в развитии современного общества знать классификацию современных ИКТ с точки зрения их использования для решения профессиональных задач знаниевый
знать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества знаниевый
ОК -14 способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации знать методические и технологические особенности использования современных ИКТ для решения различных профессиональных задач знаниевый
знать методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации знаниевый
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации операциональный
уметь использовать в практической деятельности новейшие ИТ операциональный
уметь использовать основные методы работы с современными ИКТ для решения профессиональных задач, в т.ч. для сбора информации социального или научного характера в глобальных компьютерных сетях и ее обработки операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование навыков будущей профессиональной деятельности, связанных с применением современных информационных и коммуникационных технологий для решения профессиональных задач

Задачи

  1. сформировать целостное представление о классификации современных ИКТ и технических средств, применяемых в сфере организации работы с молодежью
  2. расширить навыки использования ИКТ для поиска и обработки профессионально-значимой информации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30,5 ч. (42,36%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 102,08%
Индивидуальная работа со студентами 7,0 ч. из 8,0 ч.
Часов в неделю 3,39 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Современные ИКТ Сформировать целостное представление о классификации современных ИКТ и технических средств, применимых в сфере организации работы с молодежью понимать сущность и значение информации и ИКТ в развитии общества; понимать взаимосвязь между понятиями: информация, данные, ИКТ, информационные ресурсы, продукты, услуги; уметь очерчивать перечень ИКТ, необходимых для решения конкретной задачи из предметной области работы с молодежью; ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью; знать основные методы поиска информации в сети, формы сетевых информационных ресурсов.
  • Информация и ИКТ
  • Сетевые информационные ресурсы
  • Оргтехника
Использование ИКТ в работе с молодежью Научиться рационально использовать функциональные возможности современных ИКТдля решения различных профессиональных задач уметь рационально использовать функциональные возможности современных ИКТдля решения различных профессиональных задач; уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами; уметь использовать и планировать использование разных форм сетевых информационных ресурсов, в т.ч. облачных сервисов, сервисов Веб 2.0.
  • Интегрированный офисный пакет
  • Сетевые сервисы
  • Обучающее видео

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Лекция 2,0 1
2 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Практическая работа 2,0 1
3 1.3. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Лекция 2,0 2
4 1.2. Оргтехника. Современные технические средства, применимые в ОРМ Практическая работа 1,0 2
5 1.2. Оргтехника. Современные технические средства, применимые в ОРМ Конференция 1,0 2
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2,0 3
7 2.1. Оформление элементов проектной документации Практическая работа 2,0 3
8 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Индивидуальная работа 2,0 3
9 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Практическая работа (ПК) 2,0 4
10 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Практическая работа (ПК) 2,0 4
11 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 1,0 4
12 2.3. Сетевые средства визуализации Практическая работа 1,0 5
13 2.3. Сетевые средства визуализации Конференция 1,0 5
14 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Практическая работа 2,0 5
15 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Практическая работа 2,0 6
16 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Практическая работа 2,0 6
17 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Индивидуальная работа 0,5 6
18 2.3. Сетевые средства визуализации Индивидуальная работа 0,5 6
19 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Индивидуальная работа 0,5 6
20 2.1. Оформление элементов проектной документации Индивидуальная работа 0,5 6
21 2.6. Интерактивная доска Практическая работа 2,0 7
22 2.7. Сетевые сервисы в работе с молодежью Практическая работа 2,0 7
23 Рубежный контроль по модулю 2 Конференция 2,0 7
24 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Лекция 0,5 7
25 2.6. Интерактивная доска Индивидуальная работа 0,5 7
26 2.7. Сетевые сервисы в работе с молодежью Индивидуальная работа 0,5 7
27 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 0,5 7
28 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Индивидуальная работа 0,5 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Лекция понимать сущность и значение информации и ИКТ в развитии общества Воспроизведение
понимать взаимосвязь между понятиями: информация, данные, ИКТ, информационные ресурсы, продукты, услуги Воспроизведение
ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
2 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Практическая работа понимать сущность и значение информации и ИКТ в развитии общества Воспроизведение
понимать взаимосвязь между понятиями: информация, данные, ИКТ, информационные ресурсы, продукты, услуги Воспроизведение
уметь очерчивать перечень ИКТ, необходимых для решения конкретной задачи из предметной области работы с молодежью Применение
ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
3 1.3. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Лекция знать основные методы поиска информации в сети, уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (синтаксис поисковых машин, формы расширенного поиска) Воспроизведение
знать формы сетевых информационных ресурсов (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
4 1.2. Оргтехника. Современные технические средства, применимые в ОРМ Практическая работа ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
уметь выделять значимые характеристики технического средства при выборе модели Применение
5 1.2. Оргтехника. Современные технические средства, применимые в ОРМ Конференция ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
уметь выделять значимые характеристики технического средства при выборе модели Применение
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа понимать сущность и значение информации и ИКТ в развитии общества Воспроизведение
понимать взаимосвязь между понятиями: информация, данные, ИКТ, информационные ресурсы, продукты, услуги Воспроизведение
уметь очерчивать перечень ИКТ, необходимых для решения конкретной задачи из предметной области работы с молодежью Применение
знать основные методы поиска информации в сети, уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (синтаксис поисковых машин, формы расширенного поиска) Воспроизведение
знать формы сетевых информационных ресурсов (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
7 2.1. Оформление элементов проектной документации Практическая работа уметь рационально использовать функциональные возможности текстового процессора для подготовки документов сложной структуры Применение
уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
8 1.1.Профессионально-ориентированная классификация ИКТ Индивидуальная работа Результаты не указаны
9 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Практическая работа (ПК) уметь рационально использовать функциональные возможности табличного процессора для автоматизации расчетов (сметы, обработка статистической информации) Применение
уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
10 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Практическая работа (ПК) уметь рационально использовать функциональные возможности табличного процессора для автоматизации расчетов (сметы, обработка статистической информации) Применение
уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
11 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
12 2.3. Сетевые средства визуализации Практическая работа уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
уметь использовать и планировать использование облачного офиса для решения профессиональных задач Применение
13 2.3. Сетевые средства визуализации Конференция уметь использовать и планировать использование облачного офиса для решения профессиональных задач Применение
14 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Практическая работа знать основные методы поиска информации в сети, уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (синтаксис поисковых машин, формы расширенного поиска) Воспроизведение
уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
15 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Практическая работа знать формы сетевых информационных ресурсов (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
16 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Практическая работа уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
уметь разработывать документы для публикации в целях информационной поддержки мероприятия (флаеры, афишы, объявления и пр.) Творчество
17 2.4. Сетевые информационные ресурсы. Поиск информации в сети Индивидуальная работа Результаты не указаны
18 2.3. Сетевые средства визуализации Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 2.2. Оформление сметы расходов. Обработка статистической информации Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 2.1. Оформление элементов проектной документации Индивидуальная работа Результаты не указаны
21 2.6. Интерактивная доска Практическая работа уметь работать с интерактивной доской (на примере Smartboard) Применение
22 2.7. Сетевые сервисы в работе с молодежью Практическая работа ориентироваться в назначении, инструментарии и способах использования видеоконференцсвязи Воспроизведение
иметь представление о вебинаре как форме организации работы с молодежью Воспроизведение
знать сущность понятия и основные возможности сервисов WEB 2.0 Воспроизведение
иметь представление о различных on-line конструкторах по созданию сайта Воспроизведение
23 Рубежный контроль по модулю 2 Конференция знать основные методы поиска информации в сети, уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (синтаксис поисковых машин, формы расширенного поиска) Воспроизведение
знать формы сетевых информационных ресурсов (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
уметь осуществлять сбор информации из сети различными методами (www, ftp, пиринговые сети, библиотеки) Применение
ориентироваться в многообразии современных технических средств работы с молодежью, их назначении Воспроизведение
уметь выделять значимые характеристики технического средства при выборе модели Применение
уметь работать с интерактивной доской (на примере Smartboard) Применение
уметь рационально использовать функциональные возможности текстового процессора для подготовки документов сложной структуры Применение
уметь рационально использовать функциональные возможности табличного процессора для автоматизации расчетов (сметы, обработка статистической информации) Применение
уметь осуществлять экспорт текстового файла, электронной таблицы, презентации в формат .pdf Применение
уметь разработывать документы для публикации в целях информационной поддержки мероприятия (флаеры, афишы, объявления и пр.) Творчество
уметь использовать и планировать использование облачного офиса для решения профессиональных задач Применение
ориентироваться в назначении, инструментарии и способах использования видеоконференцсвязи Воспроизведение
иметь представление о вебинаре как форме организации работы с молодежью Воспроизведение
знать сущность понятия и основные возможности сервисов WEB 2.0 Воспроизведение
иметь представление о различных on-line конструкторах по созданию сайта Воспроизведение
24 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Лекция Результаты не указаны
25 2.6. Интерактивная доска Индивидуальная работа Результаты не указаны
26 2.7. Сетевые сервисы в работе с молодежью Индивидуальная работа Результаты не указаны
27 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны
28 2.5. Разработка элементов информационной поддержки мероприятия средствами издательских систем Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. OpenOffice.org pro для профессионала — 2-е, испр. и доп.. — М.: ДМК Пресс, 2008.
  2. Архипова И. О крае, людях и о себе : электронные ресурсы для молодежи / Ирина Архипова, Наталья Екимова // Библиотечное дело. - 2009. - № 11. - С. 26-28.
  3. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / С.Е. Гасумова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2012. - 246, [1] c. - Гриф УМО.
  4. Гиляревский Р.С. Информационный менеджмент: управление информацией, знаниями, технологией. – С. – Петербург: профессия, 2009. – 303 с.
  5. Е. Н. Гузенко, А. С. Сурядный. Работа в сети Интернет. – Издательство: АСТ, Серия: Новейший самоучитель. - 2011 г.
  6. Козодаев Р., Маджугин А. OpenOffice.org 3. Полное руководство пользователя — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — С. 704.
  7. Питоньяк Э. OpenOffice.org pro Автоматизация работы — М.: ДМК Пресс, 2008. — 512 с. С. Безека. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. - издательство "НТ Пресс" · 2008 г. · 192 стр.
  8. Уокенбах Джон. Microsoft Office Excel 2007. Библия пользователя. -М.: "Вильямс", 2008. -816 с.: ил. - Парал. тит. англ.
  9. Фомин А. Виртуализация социальной реальности в современном мире / А. Фомин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 17-28.
  10. Хахаев И. А., Машков В. В., Губкина Г. Е. и др. OpenOffice.org: Теория и практика — М.: ALT Linux, Бином. Лаборатория знаний, 2008. — 318 с.

Дополнительная

  1. Атаманов Г.А. 152-ФЗ "Закон о персональных данных" - закон, построенный на понятиях / Г.А. Атаманов // Защита информации. INSIDE. - 2010. - № 2. - С. 28-45.
  2. Гладун А.Я. Формирование тезауруса предметной области как средства моделирования информационных потребностей пользователя при поиске в Интернете / А.Я. Гладун, Ю.В. Рогушина // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2007. - № 1. - С. 26-33.
  3. дПащенко И.Г. Excel 2007. -М.: Эксмо, 2009. -496 с. -Серия "Шаг за шагом". Уокенбах Дж. Диаграммы в Excel.: Пер. с англ. —М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. —448 с.: ил.
  4. Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов : учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. - СПб. : Профессия, 2008. - 462, [1] с. : ил.
  5. Информационный менеджмент : курс лекций / В.Г. Матвейкин, Б.С. Дмитриевский, К.А. Садов. – Левин М. Безопасность в сетях Internet и Intranet/ Руководство пользователя. – М.: Познавательная книга плюс, 2001 – 320 с.
  6. Калина И.И. Информатизация и образовательная политика / И.И. Калинина // Качество. Инновации. Образование . - 2007. - № 1. - С. 2-12.
  7. Кондратьева В.М. (филиал Хабаровского краевого института развития образования в г. Комсомольске-на-Амуре). Что такое вебинар?[Текст] / В. М. Кондратьева // Информатика и образование. - 2011. - N 7 - С. 25-26.
  8. Кривых В.Д. От компьютера к "электронному региону": опыт формирования информационного общества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : монография / В.Д. Кривых, Н.Р. Маслова ; [отв. ред. Е.Г. Дъякова]. - Екатеринбург : [Урал. гос. юрид. акад.], 2009. - 226, [2] c.
  9. Лобанов Ю.И. Самообразование в открытой сетевой информационной среде / Ю.И. Лобанов, О.А. Ильченко // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 99-103.
  10. Международный IT-Форум : 6-я межрегион. конф. "Информационные технологии и решения для "Электронной России". Ханты-Мансийск, 7-8 июня 2007 г. Т. 1 : "Электронный гражданин" в "электронном государстве". Правовые аспекты информатизации / Администрация губернатора ХМА0-Югры, Ком. по информ. ресурсам. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. - 277 с.
  11. Нагорный С.И. О противоречиях в нормативных и правовых документах, регулирующих защиту персональных данных / С.И. Нагорный, В.В. Донцов, А.В. Михайлов // Защита информации. INSIDE. - 2010. - № 2. - С. 46-52.
  12. Основы работы в OpenOffice — М.: Открытые Системы, 2007.
  13. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е.Д. Патаркин – 2-е изд., испр. - М: Интуит.ру, 2007 – 64 с.: ил.
  14. С. Безека. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. - издательство "НТ Пресс" · 2008 г. · 192 стр.
  15. Уокенбах Дж. Диаграммы в Excel.: Пер. с англ. —М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. —448 с.: ил.
  16. Учим и учимся с Веб 2.0. быстрый старт. Руководство к действию/ Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаркин Е.Д. и др. - М: Интуит.ру, 2007 – 95 с.: ил.
  17. Ющук Е. Интернет-разведка. Руководство к действию. – Издательство: Вершина, Серия: Библиотека маркетолога-практика. - 2007 г.

Цифровые ресурсы

  1. Ganttproject [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/GanttProject
  2. Ganttproject [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.ganttproject.biz/
  3. Microsoft Excel (Викиучебник) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ru.wikibooks.org/wiki/Microsoft_Excel
  4. OpenOffice.org от А до Я [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://forumooo.ru/index.php#1
  5. Ru.OpenOffice.org [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.openoffice.org/ru/
  6. В.Г. Матвейкин, Б.С. Дмитриевский, К.А. Садов. Информационный менеджмент (курс лекций) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m661/
  7. Дударенко Н.А., Лямин А. В. Компьютерные сети и Интернет. Практикум. Электронный учебник по дисциплине: "Информатика" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=7
  8. Инструменты анализа проблем [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.inventech.ru/pdf/business-process/business-process-09.pdf
  9. Планета Excel [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.planetaexcel.ru/
  10. Справка и инструкции по Office [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/support/?CTT=97

Источники

Учебно-методические материалы