бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 31 августа 2015 г. утверждено 14 сентября 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 1 сентября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 5 сентября 2015 г.

В.3.15 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-5062, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); знает основные требования рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки); знаниевый
умеет определять качества субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
владеет навыками составления сообщений, докладов, рефератов операциональный
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); знает содержание понятия профессиональное саморазвитие; знает социальную роль и значимость профессии;особенности профессиональной деятельности педагога и способы достижения профессионального мастерства; особенности индивидуальной траектории обучения, роли студента в подготовке будущего специалиста знаниевый
умеет описывать сущностные признаки профессии педагога и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
владеет навыками описания, сравнения, классификации, выявления структуры педагогических объектов операциональный
имеет опыт написания сообщения о лучших представителях профессии, выступления на круглых столах, встречах с представителями педагогической профессии опыт
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). знает сущность профессионального стандарта педагога, об опыте лучших представителей профессии; знаниевый
умеет строить собственную программу профессионального обучения ориентировочный
имеет опыт описания, сравнения, построения обобщений, классификаций на примере описания профессии педагога, социальной роли и значимости ее в обществе. опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик педагога системы дошкольного образования)

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей
  2. Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог
  3. Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 2,8 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общая характеристика педагогической профессии и перспектив ее развития Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей 1. Знать основные этапы развития педагогической профессии 2. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. 3.Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам педагога.
  • Характеристика основных тенденций развития отрасли
  • Профессиональная деятельность и личность педагога.
модуль 2. Профессиональная компетентность и культура педагога охарактеризовать студентам основные компетенции, которыми должен владеть педагог 1. Владеть понятиями компетенции и компетентности. 2. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. 3. Понимать требования к профессиональной культуре педагога.
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией 1.Знать способы повышения профессиональной подготовки. 2.Понимать возможности развития профессиональной карьеры педагога.
  • Профессиональное становление и развитие педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция 2,0 1
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Семинар 2,0 1
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа 2,0 2
5 Экскурсия в ДОО Другое 2,0 2
6 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция 2,0 3
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Самостоятельное изучение 2,0 3
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар 2,0 3
9 Сущность и специфика педагогической деятельности Индивидуальная работа 2,0 4
10 Встреча с педагогами, получившими признание Практическая работа 2,0 4
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция 2,0 5
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 2,0 5
13 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа 2,0 5
14 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция 2,0 6
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение 1,0 6
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Минизачет 2,0 6
17 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа 2,0 7
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа 2,0 7
19 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция 2,0 8
20 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение 1,0 8
21 Профессиональное становление и развитие педагога Семинар 2,0 8
22 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа 2,0 9
23 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа 1,0 9
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа 1,0 10
25 Образ учителя-профессионала. Конференция 2,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция Знать основные этапы развития педагогической профессии Узнавание
знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение Знать основные этапы развития педагогической профессии Узнавание
знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Семинар Знать основные этапы развития педагогической профессии Узнавание
знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа Знать основные этапы развития педагогической профессии Узнавание
знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
5 Экскурсия в ДОО Другое знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
6 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Самостоятельное изучение знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
9 Сущность и специфика педагогической деятельности Индивидуальная работа знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
10 Встреча с педагогами, получившими признание Практическая работа знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
13 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
14 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
определять значение культурологической подготовки будущего педагога Применение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
знать систему подготовки педагогов Воспроизведение
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Минизачет знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
знать систему подготовки педагогов Воспроизведение
знать требования Федерального государственного стандарта, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
определять значение культурологической подготовки будущего педагога Применение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
17 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
знать систему подготовки педагогов Воспроизведение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа знать требования Федерального государственного стандарта, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
владеть понятиями компетенции и компетентности Применение
знать основные структурный компоненты профессиональной компетентности педагога Применение
19 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
20 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
21 Профессиональное становление и развитие педагога Семинар определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
22 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
23 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
25 Образ учителя-профессионала. Конференция определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
владеть критериями отбора и приема специалиста в системе образования Воспроизведение
знать систему подготовки педагогов Воспроизведение
знать требования Федерального государственного стандарта, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
владеть понятиями компетенции и компетентности Применение
знать основные структурный компоненты профессиональной компетентности педагога Применение
владение понятиями общей и педагогической культуры Воспроизведение
определять значение культурологической подготовки будущего педагога Применение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова.- Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2012. – 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3745
  2. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.
  3. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В. С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255 с.
  4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов по педагогическим специальностям (ОПД - Педагогика) / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 222 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования: учебное пособие [Текст] / В.В. Абашина. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 110 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
  3. Орлов, А.А., Агафонова, А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: учеб.-мет. Пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 40-45.
  4. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. В.А. Сластенин, Г.М. Чижакова. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 480 с.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm
  2. Педагогика. Дидактический комплекс. // Автор-составитель к.п.н., доц. Юзефавчус Т.А. / Под ред. Д.п.н,. проф. Крившенко Л.П. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ro.mgou.ru/catalog/categoru100/89.html

Источники

  1. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.15 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-5061 Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.15 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.