бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 31 августа 2015 г. утверждено 27 сентября 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 22 сентября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 22 сентября 2015 г.

В.2.1 Современные методы исследования , 5 семестр 1 полусеместр

Б-3022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) • знает современные ориентиры развития образования знаниевый
• владеет методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии операциональный
• умеет самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
• готовность организовывать и осуществлять научное исследование в рамках профессиональной деятельности (ОПК-8) знает современные ориентиры развития образования, категориально-понятийный аппарат методологии педагогики, теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
• умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук; соотносить содержание науки и содержание образования; использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; ориентировочный
владеет современными методами научного исследования в предметной сфере; умеет самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии. операциональный
имеет опыт анализа, оценки и выбора методов научного исследования в учебной деятельности опыт
• способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) • знает теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
• умеет использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности. ориентировочный
• владеет современными методами научного исследования в предметной сфере операциональный
• владеет опытом анализа, оценки и выбора методов научного исследования в учебной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

развитие умений анализа, оценки и обоснованного выбора методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. сформировать у студентов понятия методологических основ психолого-педагогического исследования
  2. сформировать умение анализа, оценки и обоснованного выбора теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 2,8 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике сформировать у студентов понятия методологических основ психолого-педагогического исследования знать: · современные ориентиры развития образования; · категориально-понятийный аппарат методологии педагогики; · теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности; - уметь: · анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; · давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук; · соотносить содержание науки и содержание образования; - владеть: · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; · методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии.
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования сформировать умение анализа, оценки и обоснованного выбора теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования - знать: · основные особенности применения теоретических и эмпирических методов научного исследования; характеристику конкретных методов научного исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент требование к применению теоретических и эмпирических методов исследования в псиъхолого-педагогическом исследовании - уметь: · осуществлять выбор теоретических и эмпирических методов научного исследования в соответствии с этапом психолого-педагогического исследования; · осуществлять разработку основных методов научного исследования: плана и программы педагогического наблюдения, вопросов беседы, анкетирования, интервью · оформлять графики, таблицы, диаграммы в соответствии с требованиями - владеть: · обобщенной схемой выделения основных требований к применению методов научного исследования · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; · методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии. - иметь опыт: разработки содержания эмпирических методов научного исследования в учебной деятельности
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2,0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 1,0 1
3 Методологические основы научного исследования Семинар 2,0 1
4 Организация научного исследования Лекция 2,0 2
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 2
6 Организация научного исследования Семинар 2,0 2
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа 2,0 3
8 Организация научного исследования Минизачет 2,0 3
9 Работа с литературными источниками Практическая работа 2,0 4
10 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа 2,0 4
11 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2,0 5
12 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 5
13 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 5
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа 2,0 6
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа 1,0 6
16 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция 2,0 7
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2,0 7
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа 1,0 7
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция 2,0 8
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар 2,0 8
21 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа 2,0 9
22 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 9
23 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение 2,0 10
24 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа 2,0 10
25 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум 2,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция Знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, предмета методологических исследований, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Применение
3 Методологические основы научного исследования Семинар владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Применение
4 Организация научного исследования Лекция знание требование, предъявляемых к научному исследованию Воспроизведение
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение владение умением описывать нормативную модель организации научного исследования Воспроизведение
6 Организация научного исследования Семинар Сформированность умений определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования. Применение
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
8 Организация научного исследования Минизачет умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Воспроизведение
9 Работа с литературными источниками Практическая работа Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
10 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа знание способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
11 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
12 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
13 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе начального общего образования Применение
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа умение конструировать план и программу педагогического наблбдения Применение
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа знание требований, предъявляемых к педагогическому наблюдению Воспроизведение
16 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция знание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
знание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа владение схемой выстраивания логики вопросов в рамках педагогической беседы Применение
владение схемой разработки содержания анкеты Применение
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция знание этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
21 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений качественного и количественного анализа результатов исследования в образовательном процессе начального общего образования Применение
сформированность умений офрмлять данные психолого-педагогических исследований в таблицах, диаграммах, гистограммах, графиках Применение
22 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение знание требований к представлению данных педагогического исследования Воспроизведение
23 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение знание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
24 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
25 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в начальном общем образовании Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук. – Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2013. – 108 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20265

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  4. Дмитриев, А.Е. Инновационные процессы в системе начального образования. [Электронный ресурс]: Монография /А.Е. Дмитриев А.Е., С.П. Баранов, Е.В. Борисова, Л.К. Веретенникова.- Электрон. текстовые дан. –М. : Прометей. – 2012. – 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30272
  5. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  6. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  8. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  9. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  10. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 393, [3] с.
  11. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  12. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  13. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  14. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. Тр. Вып 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Издательство Урал. ГПУ, 1995. – 224 с.
  15. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - Режим доступа: // http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс - Режим доступа: http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки - Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 2.1 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-3021 Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 2.1 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.