бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 августа 2015 г. утверждено 28 января 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 15 октября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 16 октября 2015 г.

М2.В.ОД.11 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы, 3 семестр 1 полусеместр

М-4021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); Знает основные критерии оценки потенциала управляемой системы инновационной школы и ее макро- и микроокружения знаниевый
Владеет общей схемой выбора теоретических и практических психолого-педагогических знаний для изучения состояния управляемой системы и её макро- и микроокружения ориентировочный
Осуществляет оценку результатов решения профессиональных задач в рамках управляемой системы инновационной школы операциональный
- готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20); Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач мероприятий операциональный
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); Владеет навыками профессиональной коммуникации операциональный
- готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18); Знает стратегии просветительской деятельности в НОО знаниевый
Ориентируется в возможностях применения различных просветительских программ для родителей ориентировочный
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач операциональный
- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); Знает способы изучения культурных потребностей родителей знаниевый
Ориентируется в особенностях применения современных методик и технологий работы с родителями, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. ориентировочный
Умеет выбрать современные методики и технологии, в том числе и информационные, в зависимости от решаемой профессиональной задачи операциональный
- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); Знает алгоритм разработки просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных традиций для родителей знаниевый
Умеет формулировать цель и задачи программы просветительской работы с родителями операциональный
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); Знает особенности образовательной среды инновационной НОО знаниевый
Владеет общими стратегиями формирования информационно-образовательной среды НОО ориентировочный
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для формирования информационно-образовательной среды в соответствии с задачами инновационной образовательной политики; операциональный
- способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21). Знает особенности создания художественно-культурной среды НОО знаниевый
Владеет общими подходами формирования художественно-культурной среды НОО ориентировочный
Умеет анализировать собственную деятельность по применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для формирования художественно-культурной среды операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности магистрантов в области просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе и практической готовности к решению профессиональных педагогических задач в сфере начального общего образования

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов умения анализировать, проектировать, организовывать и оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22,0 ч. (30,56%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 51,0 ч. (70,83%)
Процент выполнения нагрузки 101,39%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 3,14 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Развитие просветительства в России
  • Особенности восприятия информакции
  • Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями
Организация пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Формировать умения анализировать, проектировать, оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Владеют критериями оцении просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Проектируют мероприятия просветительской направленности и программы просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.
  • Законодательная регламентация просветительской работы педагога с родителями
  • Информационно-просветительские технологии работы с родителями
  • Интерактивные формы просветительской работы с родителями
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Развитие просветительства в России Семинар 2,0 1
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Конференция 2,0 1
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение 2,0 1
4 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Семинар 2,0 2
5 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Конференция 2,0 2
6 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение 2,0 3
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа 2,0 3
8 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Другое 2,0 3
9 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Практическая работа 2,0 4
10 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Конференция 2,0 4
11 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Семинар 2,0 5
12 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Практическая работа 2,0 5
13 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет 2,0 6
14 Рубежный контроль (защита проекта) Другое 2,0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Развитие просветительства в России Семинар Знает переодизацию просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Воспроизведение
Характеризует основные особенности пpосветительской деятельности среди населения на на разных исторических этапах Применение
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Конференция Знает виды и свойства восприятия Воспроизведение
Описывает механизмы и эффекты восприятия информационных материалов Воспроизведение
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение Выделяет зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания" в конкретной ситуации Применение
4 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Семинар Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
5 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Конференция Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
6 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Самостоятельное изучение Знает основные положения модельного закона о просветительской деятельности Воспроизведение
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
8 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Другое Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
9 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Практическая работа Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
10 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Конференция Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
11 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Семинар Знает основные интерактивные формы мероприятий, используемые для просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Подбирает интерактивные формы для просветительских мероприятий с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
12 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Практическая работа Анализирует с позиции эффективного решения профессиональных задач программу просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий. Применение
13 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет Знает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
14 Рубежный контроль (защита проекта) Другое Имеет опыт проектирования программ просветительской работы с родителями в соответствии с ФГОС НОО Применение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Знает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Умеет выбрать современные методы и средства для реализации программы просветительской работы с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
Умеет проектировать программу просветительской работы учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение

Литература

Основная

  1. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 624 с. : ил. - ISBN 978-5-4475-4912-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
  2. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.

Дополнительная

  1. Бим-Бад, Б. Понимают ли родители учителей? Это одно из условий согласия семьи и школы [Текст] / Б. Бим-Бад // Семья и школа. – 2010. – № 1. – С. 2–3. – (Повод к размышлению).
  2. Маркова А.В. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуман-ных взаимоотношений с детьми.[Текст] / А.В. Маркова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Берлинского.-2007.-№7.- С.5.
  3. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) [Текст] / С. А. Морозова //Человек и образование. - № 4 (37). – 2013.- С.174-179.
  4. Семья: психология, педагогика, социальная работа[Текст]: учебник / [Андреева Т. В. и др.] ; под ред. А. А. Реана. – Москва : АСТ, 2010. – 576 с.
  5. Сергеев А. Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Текст] / А. Н Сергеев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №.158. – 2013. – С.95-102.
  6. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
  7. Ясвин, В. Школьные «грабли» общения с родителями [Текст] / В. Ясвин [Текст] // Директор школы. – 2011. – № 5. – С. 97–102. – (Школа и родители).

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. [Текст] / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.
  2. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.11 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.11 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.