бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 31 августа 2015 г. утверждено 14 сентября 2015 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 1 сентября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 5 сентября 2015 г.

М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях, 1 семестр

М-5021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14) знание основных понятий научного управления знаниевый
умение выделять основные признаки классификации научных подходов к управлению ориентировочный
умением применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации операциональный
опыт применения методов диагностики качества образовательного процесса опыт
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13) знание современных ориентиров развития образования знаниевый
умение обобщать опыт управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования ориентировочный
умение применения комплекса методов стратегического и оперативного анализа операциональный
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16) знание сновных управленческие подходов к организации системы образования, индивидуальных и групповых технологий принятия решения в управлении образовательной организацией знаниевый
умение применять современные индивидуальные и групповые технологии принятия решений в собственной деятельности при решении управленческих задач операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование умений самостоятельного практического использования в профессиональной деятельности методов управления процессами в системе образования

Задачи

  1. формирование понятий о специфике и сущности управления системой образования
  2. развитие умений практического применения методов, приемов и оптимальных стилей руководства процессами в системе образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 26,0 ч. (24,07%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 82,0 ч. (75,93%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 1,37 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основания управления процессами в системе образования формирование понятий о специфике и сущности управления системой образования знание современных ориентиров развития образования знание основных понятий научного управления умение теоретически обобщать опыт управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования умение выделять основные признаки классификации научных подходов к управлению
  • Основные понятия научного управления
  • Основные управленческие подходы
Модуль 2 Содержание и формы управления процессами в системе образования развитие умений практического применения методов, приемов и оптимальных стилей руководства процессами в системе образования знание основных управленческих подходов к организации системы образования, индивидуальных и групповхе технологий принятия решения в управлении образовательной организаци знание классификации основных принципов управленческой деятельности, особенностей их применения для решения задач развития образовательной организации умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации
  • Функции управленческой деятельности
  • Методы и стили управленческой деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия научного управления Лекция 2,0 1
2 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение 4,0 2
4 Основные понятия научного управления Конференция 2,0 2
5 Основные понятия научного управления Индивидуальная работа 2,0 2
6 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4,0 3
7 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Практическая работа 2,0 4
8 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4,0 5
9 Эволюция управленческой мысли Лекция 2,0 6
10 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение 4,0 7
11 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение 4,0 7
12 Эволюция управленческой мысли Минизачет 2,0 8
13 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4,0 9
14 Функции управленческой деятельности Семинар 2,0 9
15 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение 5,0 10
16 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Лекция 2,0 11
17 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Самостоятельное изучение 4,0 12
18 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Практическая работа 4,0 12
19 Методы и стили управленческой деятельности Лекция 2,0 13
20 Методы и стили управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4,0 13
21 Методы и стили управленческой деятельности Конференция 4,0 13
22 Методы и стили управленческой деятельности Другое 4,0 14
23 Методы и стили управленческой деятельности Индивидуальная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия научного управления Лекция знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
2 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
3 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
4 Основные понятия научного управления Конференция знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
5 Основные понятия научного управления Индивидуальная работа знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
6 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
7 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Практическая работа знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
8 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
9 Эволюция управленческой мысли Лекция теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
10 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
11 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
12 Эволюция управленческой мысли Минизачет теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
13 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
14 Функции управленческой деятельности Семинар знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
15 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
16 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Лекция знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
17 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Самостоятельное изучение знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
18 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Практическая работа знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
19 Методы и стили управленческой деятельности Лекция знание классификации методов управления в образовании Узнавание
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
20 Методы и стили управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
21 Методы и стили управленческой деятельности Конференция знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение
22 Методы и стили управленческой деятельности Другое знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение
23 Методы и стили управленческой деятельности Индивидуальная работа знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова.- Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2012. – 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3745
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Управление организацией : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 734 с.

Дополнительная

  1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность : учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. - М. : Академический проект [и др.], 2006. - 544 с.
  2. Аширов, Д.А. Управление персоналом : учеб. пособие / Д.А. Аширов. - М. : Проспект, 2007. - 432 с.
  3. Кротова, Н.В. Управление персоналом : учеб. для студентов вузов / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
  4. Лукичева, Л.И. Управление организацией : учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Лукичева. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2005. - 360 с.
  5. Мазур, И.И. Управление проектами : учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - 3-е изд. - М. : Омега-Л, 2005.
  6. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Педагогика и психология" / Т.В. Орлова. - М. : Академия, 2006. - 362 с.
  7. Управление персоналом организации : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. ; доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 638 с.
  8. Управление персоналом организации : учеб. для студентов вузов по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е ; доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 636, [1] с.
  9. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие для студентов вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.
  10. Федюкин, В.К. Управление качеством процессов / В.К. Федюкин . - СПб. : Питер, 2004. - 208 с.
  11. Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами / С.А. Шапиро. - М. : ГроссМедиа, 2005. - 304 с.

Цифровые ресурсы

  1. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3 / Р. Немов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov3/05.php
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3
  3. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/
  4. Фрумин И. Современные вызовы перед школой и системой социализации: доклад на дискуссионной площадке Фонда «Стратегия 2020» (13.04.2011) / И. Фрумин, А. Подольский, С. Косарецкий, И. Ясина, Я. Кузьминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategy-2020.ru/ru/article/sovremennye-vyzovy-pered-shkoloi-i-sistemoi-sotsializatsii

Источники

  1. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm
  2. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: М-5021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.