бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Aug. 31, 2015 утверждено Sept. 14, 2015
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 1, 2015
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 5, 2015

М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях, 1 семестр

М-5021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14) знание основных понятий научного управления знаниевый
умение выделять основные признаки классификации научных подходов к управлению ориентировочный
умением применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации операциональный
опыт применения методов диагностики качества образовательного процесса опыт
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13) знание современных ориентиров развития образования знаниевый
умение обобщать опыт управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования ориентировочный
умение применения комплекса методов стратегического и оперативного анализа операциональный
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16) знание сновных управленческие подходов к организации системы образования, индивидуальных и групповых технологий принятия решения в управлении образовательной организацией знаниевый
умение применять современные индивидуальные и групповые технологии принятия решений в собственной деятельности при решении управленческих задач операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование умений самостоятельного практического использования в профессиональной деятельности методов управления процессами в системе образования

Задачи

  1. формирование понятий о специфике и сущности управления системой образования
  2. развитие умений практического применения методов, приемов и оптимальных стилей руководства процессами в системе образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 26.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 82.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 1.37 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основания управления процессами в системе образования формирование понятий о специфике и сущности управления системой образования знание современных ориентиров развития образования знание основных понятий научного управления умение теоретически обобщать опыт управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования умение выделять основные признаки классификации научных подходов к управлению
  • Основные понятия научного управления
  • Основные управленческие подходы
Модуль 2 Содержание и формы управления процессами в системе образования развитие умений практического применения методов, приемов и оптимальных стилей руководства процессами в системе образования знание основных управленческих подходов к организации системы образования, индивидуальных и групповхе технологий принятия решения в управлении образовательной организаци знание классификации основных принципов управленческой деятельности, особенностей их применения для решения задач развития образовательной организации умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации
  • Функции управленческой деятельности
  • Методы и стили управленческой деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия научного управления Лекция 2.0 1
2 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение 4.0 2
4 Основные понятия научного управления Конференция 2.0 2
5 Основные понятия научного управления Индивидуальная работа 2.0 2
6 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4.0 3
7 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Практическая работа 2.0 4
8 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4.0 5
9 Эволюция управленческой мысли Лекция 2.0 6
10 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение 4.0 7
11 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение 4.0 7
12 Эволюция управленческой мысли Минизачет 2.0 8
13 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4.0 9
14 Функции управленческой деятельности Семинар 2.0 9
15 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение 5.0 10
16 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Лекция 2.0 11
17 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Самостоятельное изучение 4.0 12
18 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Практическая работа 4.0 12
19 Методы и стили управленческой деятельности Лекция 2.0 13
20 Методы и стили управленческой деятельности Самостоятельное изучение 4.0 13
21 Методы и стили управленческой деятельности Конференция 4.0 13
22 Методы и стили управленческой деятельности Другое 4.0 14
23 Методы и стили управленческой деятельности Индивидуальная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия научного управления Лекция знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
2 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
3 Основные понятия научного управления Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
4 Основные понятия научного управления Конференция знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
5 Основные понятия научного управления Индивидуальная работа знание содержательных характеристик основных понятий в сфере управленческой деятельности Узнавание
теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
6 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
7 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Практическая работа знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
8 Сущность и основные принципы управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации основных принципов управленческой деятельности Узнавание
9 Эволюция управленческой мысли Лекция теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
10 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
11 Эволюция управленческой мысли Самостоятельное изучение теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
12 Эволюция управленческой мысли Минизачет теоретическое обобщение опыта управления и специальной подготовки к управленческой деятельности, в том числе и в системе образования Воспроизведение
выделение основных признаков классификации научных подходов к управлению Применение
13 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
14 Функции управленческой деятельности Семинар знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
15 Функции управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание основных содержательных характеристик функций управленческой деятельности в системе образования Воспроизведение
знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
16 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Лекция знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
17 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Самостоятельное изучение знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
18 Управление функционированием и развитием образовательного учреждения Практическая работа знание принципов организации и реализации управленческой деятельности в системе образования Узнавание
19 Методы и стили управленческой деятельности Лекция знание классификации методов управления в образовании Узнавание
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
20 Методы и стили управленческой деятельности Самостоятельное изучение знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
21 Методы и стили управленческой деятельности Конференция знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение
22 Методы и стили управленческой деятельности Другое знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение
23 Методы и стили управленческой деятельности Индивидуальная работа знание классификации методов управления в образовании Узнавание
умение применять методы управления в конкретных педагогических ситуациях развития образовательной организации Применение
знание стилей управления образовательной организацией Воспроизведение
умение применять оптимальный стиль управления в рамках профессиональной деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова.- Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2012. – 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3745
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Управление организацией : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 734 с.

Дополнительная

  1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность : учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. - М. : Академический проект [и др.], 2006. - 544 с.
  2. Аширов, Д.А. Управление персоналом : учеб. пособие / Д.А. Аширов. - М. : Проспект, 2007. - 432 с.
  3. Кротова, Н.В. Управление персоналом : учеб. для студентов вузов / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
  4. Лукичева, Л.И. Управление организацией : учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Лукичева. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2005. - 360 с.
  5. Мазур, И.И. Управление проектами : учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - 3-е изд. - М. : Омега-Л, 2005.
  6. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Педагогика и психология" / Т.В. Орлова. - М. : Академия, 2006. - 362 с.
  7. Управление персоналом организации : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. ; доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 638 с.
  8. Управление персоналом организации : учеб. для студентов вузов по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е ; доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 636, [1] с.
  9. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие для студентов вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.
  10. Федюкин, В.К. Управление качеством процессов / В.К. Федюкин . - СПб. : Питер, 2004. - 208 с.
  11. Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами / С.А. Шапиро. - М. : ГроссМедиа, 2005. - 304 с.

Цифровые ресурсы

  1. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3 / Р. Немов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov3/05.php
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3
  3. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/
  4. Фрумин И. Современные вызовы перед школой и системой социализации: доклад на дискуссионной площадке Фонда «Стратегия 2020» (13.04.2011) / И. Фрумин, А. Подольский, С. Косарецкий, И. Ясина, Я. Кузьминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategy-2020.ru/ru/article/sovremennye-vyzovy-pered-shkoloi-i-sistemoi-sotsializatsii

Источники

  1. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm
  2. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: М-5021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.1 Управление процессами в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.