бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 31 августа 2015 г. утверждение отклонено 1 декабря 2015 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 17 февраля 2016 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено 1 декабря 2015 г.

М1.Б.3 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 2 семестр

М-5021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); знать категориально-понятийный аппарат методологии педагогики знаниевый
знать теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
умение давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук ориентировочный
владеть методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии операциональный
 современными методами научного исследования в предметной сфере; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2); умение соотносить содержание науки и содержание образования ориентировочный
умение адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу операциональный

Цели изучения дисциплины

развитие умений практического применения научных подходов и методов экспериментальной деятельности, используемых для решения образовательных и исследовательских задач в образовании.

Задачи

  1. Сформировать понятия о методологических основах экспериментального исследования в системе образования
  2. Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов экспериментального исследования в профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18,0 ч. (25,0%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 54,0 ч. (75,0%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 0,95 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методологические основы экспериментального исследования в системе образования Сформировать понятия о методологических основах экспериментального исследования в системе образования знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности; умение соотносить содержание науки и содержание образования, владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования, знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, умение давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук
  • Система образования РФ
  • Методологические основы экспериментального исследования в образовании
Методы исследования в современном образовании Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов исследования в профессиональной деятельности сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, умения определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий, сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах экспериментальной работы в системе образования, владение обощенной схемой разработки содержания методов экспериментальной деятельности в системе образования; умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности
  • Методы экспериментального исследования в системе образования
  • Организация экспериментальной работы в образовательных организациях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 2
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 3,0 3
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 2,0 3
7 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 2,0 4
8 Теоретические методы исследования Практическая работа 2,0 4
9 Эмпирические методы исследования Семинар 2,0 5
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 6
11 Эмпирические методы исследования Индивидуальная работа 1,0 8
12 Методология экспериментального исследования Семинар 2,0 9
13 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 4,0 10
14 Методология экспериментального исследования Индивидуальная работа 2,0 10
15 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 2,0 11
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар 4,0 12
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа 1,0 12
18 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 13
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар 4,0 14
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Воспроизведение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Умения определять основные тенденции реформирования образования РФ Применение
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Воспроизведение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
7 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах экспериментальной работы в системе образования Воспроизведение
8 Теоретические методы исследования Практическая работа Сформированность умений применять раздичные методы в системе образования для решения задач профессиональной деятельности Применение
владение обощенной схемой применения теоретических методов экспериментальной деятельности в системе образования; Применение
9 Эмпирические методы исследования Семинар умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
11 Эмпирические методы исследования Индивидуальная работа владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
12 Методология экспериментального исследования Семинар умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
13 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
14 Методология экспериментального исследования Индивидуальная работа умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
15 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
16 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар умение обосновывать выбор этапов разработки инновацонного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
17 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
18 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
19 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение
20 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  3. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  4. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  6. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  7. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  8. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.
  9. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого- педагогических исследованийх [Электронный ресурс] :учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2011. - 204 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458&sr=1.- Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  5. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.2 Экспериментальная работа в образовательных учреждениях (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-5021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.2 Экспериментальная работа в образовательных учреждениях (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.