бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2015 утверждено Sept. 26, 2015
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Sept. 23, 2015
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 23, 2015

Б2.В.ОД.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, 3 семестр 2 полусеместр

Б-4101, 54.03.01, Дизайн, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностьиспользовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) Владение приемами оказания первой медицинской помощи ориентировочный
Владение методами оценки особенностей образа жизни, понимание принципов профилактики заболеваний операциональный

Цели изучения дисциплины

Формировать готовность методически правильно использовать методы сохранения и укрепления здоровья, способы оказания первой медицинской помощи

Задачи

  1. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи.
  2. Формировать готовность самостоятельно и методически правильно использовать методы укрепления здоровья.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 9.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 4.14 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях 1. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях Уметь оказывать первую медицинскую помощь при угрожающих симптомах заболеваний, травмах, неотложных состояниях; знать принципы оказания доврачебной помощи пострадавшим
  • Дидактическая единица (1). История развития медицины и гигиены
  • Дидактическая единица (2). Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях (обморок, шок, кома, судорожный приступ, отравления, инфаркт, инсульт, гипертонический криз)
  • Дидактическая единица (3). Первая помощи при неотложных состояниях (кровотечения, травмы)
  • Дидактическая единица (4). Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению
  • Дидактическая единица (5). Десмургия
Модуль 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема 2. Владеть средствами и методами сохранения и укрепления здоровья и построения здорового образа жизни Уметь самостоятельно и методически грамотно использовать методы укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
  • Дидактическая единица (1). Здоровье и факторы, его определяющие
  • Дидактическая единица (2). Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии
  • Дидактическая единица (3). Профилактика инфекционных, неинфекционных и паразатарных заболеваний
  • Дидактическая единица (4). Психология здоровья
  • Дидактическая единица (5). Медико-гигиеничекие аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История развития медицины и гигиены. Гигиена как основа профилактики заболеваний Лекция 2.0 1
2 Диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз) Лекция 2.0 1
3 Диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз) Семинар 2.0 1
4 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Другое 1.0 2
5 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Самостоятельное изучение 3.0 2
6 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Реферат 2.5 2
7 Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению Практическая работа 2.0 3
8 Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению Другое 2.0 3
9 Десмургия Практическая работа 2.0 4
10 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 4
11 Здоровье и факторы его определяющие Лекция 2.0 5
12 Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни Лекция 2.0 5
13 Здоровье и факторы его определяющие Конференция 2.0 5
14 Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Семинар 2.0 6
15 Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Самостоятельное изучение 1.0 6
16 Профилактика инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний Лекция 2.0 7
17 Психология здоровья Лекция 2.0 7
18 Психология здоровья Практическая работа 2.0 7
19 Рубежный контроль Минизачет 2.0 7
20 Рубежный контроль Индивидуальная работа 3.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История развития медицины и гигиены. Гигиена как основа профилактики заболеваний Лекция Объяснять значимость медицинских достижений и школьной гигиены Воспроизведение 1-34
2 Диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз) Лекция Уметь оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз, травмы, ожоги, обморожения, этектротравмы) Применение 35-117
3 Диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз) Семинар Уметь оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз, травмы, ожоги, обморожения, этектротравмы) Применение 35-117
4 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Другое Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях Применение 119-146
5 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Самостоятельное изучение Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях Применение 119-146
6 Первая помощь при неотложных состояниях (кровотечения, травмы) Реферат Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях Применение 119-146
7 Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению Практическая работа Уметь анализировать факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека Применение 157-175
8 Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению Другое Уметь проводить реанимационные мероприятия. Знать признаки клинической и биологической смерти. Применение 147-156
9 Десмургия Практическая работа Уметь анализировать факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека Применение 157-175
10 Рубежный контроль Коллоквиум Объяснять значимость медицинских достижений и школьной гигиены Воспроизведение 1-34
Уметь оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (отравления, обмороки, шок, кома, судорожный приступ, инфаркт, инсульт, стенокардия, гипертонический криз, травмы, ожоги, обморожения, этектротравмы) Применение 35-117
Уметь проводить реанимационные мероприятия. Знать признаки клинической и биологической смерти. Применение 147-156
11 Здоровье и факторы его определяющие Лекция Понимать основные направления эффективной профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Воспроизведение 176-189, 297-342
12 Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни Лекция Понимать основные направления эффективной профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Воспроизведение 176-189, 297-342
13 Здоровье и факторы его определяющие Конференция Понимать роль достижений микробиологии, иммунологии и эпидемиологии в сохранении здоровья человека Воспроизведение 288-296
14 Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Семинар Понимать роль достижений микробиологии, иммунологии и эпидемиологии в сохранении здоровья человека Воспроизведение 288-296
15 Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Самостоятельное изучение Понимать роль достижений микробиологии, иммунологии и эпидемиологии в сохранении здоровья человека Воспроизведение 288-296
16 Профилактика инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний Лекция Понимать основные направления эффективной профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Воспроизведение 176-189, 297-342
17 Психология здоровья Лекция Уметь объяснять влияние эмоций на здоровье человека, психологию формирования мотивации к сохранению здоровья Воспроизведение 343-350
18 Психология здоровья Практическая работа Уметь объяснять влияние эмоций на здоровье человека, психологию формирования мотивации к сохранению здоровья Воспроизведение 343-350
19 Рубежный контроль Минизачет Уметь анализировать факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека Применение 157-175
Понимать роль достижений микробиологии, иммунологии и эпидемиологии в сохранении здоровья человека Воспроизведение 288-296
Уметь объяснять влияние эмоций на здоровье человека, психологию формирования мотивации к сохранению здоровья Воспроизведение 343-350
Уметь анализировать составляющие образа жизни, способствующие сохранению здоровья. Применение 190-209
20 Рубежный контроль Индивидуальная работа Уметь анализировать факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека Применение 157-175
Понимать роль достижений микробиологии, иммунологии и эпидемиологии в сохранении здоровья человека Воспроизведение 288-296
Понимать основные направления эффективной профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Воспроизведение 176-189, 297-342
Уметь объяснять влияние эмоций на здоровье человека, психологию формирования мотивации к сохранению здоровья Воспроизведение 343-350
Уметь анализировать составляющие образа жизни, способствующие сохранению здоровья. Применение 190-209

Литература

Основная

  1. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента :учеб. пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Физическая культура» / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус , 2012. - 238 с.
  2. Медицина катостроф: учебное пособие / М.М. Мельников, Р.И. Айзман и др. Новосибирск: АРТА, 2011. - 272 с.
  3. Основы медицинских знаний: (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях) [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский, С.В. Виноградов ; под ред. И.В. Гайворонский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб : СпецЛит, 2013. - 303 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104904
  4. Основы медицинских знаний и профилактика болезней : учеб. пособие / Сургут. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т.Я. Корчина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - 232 с.
  5. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т [и др.]. - Новосибирск [и др.] : [АРТА], 2011. - 222 с.
  6. Пискунов В.А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18568.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Рабочая тетрадь для практических занятий по основам медицинских знаний и здоровому образу жизни : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагог. специальностям / [Р.И. Айзман и др.] - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, [2010]. – 91 c.
  8. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009. - 159 с.
  9. Чуприна Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чуприна Е.В., Закирова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22619.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта : курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности - физическая культура / Е.А. Багнетова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 251 с. - Гриф УМО.
  2. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. – М. : Академия, 2008. – 223 с.
  3. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни :учеб. пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) - Физическая культура / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.
  4. Медицина катастроф : учеб. пособие / М. М. Мельникова [и др.] ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО Новосиб. гос. пед. ун-т, ГОУ ВПО Моск. пед. гос. ун-т. - Новосибирск [и др.] : [АРТА], 2011. - 270, [2] c. - (Безопасность жизнедеятельности).
  5. Отвагина, Т.В. Неотложная медицинская помощь : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Отвагина. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 251 с.
  6. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Туманян. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 332, [4] с.

Цифровые ресурсы

  1. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  2. Основы микробиологии и эпидемиологии [Электронный ресурс]: электронная версия учебника для студ. и преподавателей. Режим доступа: http: // collegemicrob. narod.ru / microbilogy /
  3. Программа курса «Основы медицинских знаний» [Электронный ресурс]: электронная версия курса для студентов. Режим доступа: http://nsportal.ru / kurs_osnovy_medicinskih_znaniy.
  4. Программа элективного курса «Основы медицинских знаний» [Электронный ресурс]: электронная версия курса для студентов и преподавателей. Режим доступа: http:// nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/ Дата обращения: 28.09.2012.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б2.В.ОД.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: Б-4091 Направление подготовки Направление 072500 «Дизайн» зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ог-раничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б2.В.ОД.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ре-сурс]: Направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование» / профиль образование в области ино-странного языка / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.