бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 4, 2015 утверждено Sept. 21, 2015
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 5, 2015
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 18, 2015

В.2.1 Современные методы исследования, 5 семестр

Б-3111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________
Т.В. Коротовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9) Знать виды источников информации знаниевый
Владение схемой анализа собственной деятельности по сбору, анализу и систематизации информации ориентировочный
Понимание значимости сбора, анализа и систематизации информации ориентировочный
Умение оценивать результаты собственной деятельности по сбору информации операциональный
Уметь осуществлять выбор, анализ и систематизацию информации в сфере профессиональной деятельности педагога-дефектолога операциональный
Опыт проведения анализа и интерпретации специальных источников в рамках курсовой, ВКР, подготовки докладов, практики опыт
Опыт сбора и анализа информации (подготовка к аудиторным занятиям) опыт
Готовностью организовать и осуществлять научное исследование в рамках профессиональной деятельности (ОП-5) методологические основания и структуру организации научной исследовательской деятельности знаниевый
использовать методы научно-исследовательской работы при решении профессиональных задач. операциональный
Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владение одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готов к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5) ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ, СПОСОБОВ ЕЁ ОФОРМЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ знаниевый
ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНО, АРГУМЕНТИРОВАННО И ЯСНО ПОСТРОЕННОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ориентировочный
ВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВВНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ операциональный
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ опыт
Способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10) Знание содержания деятельности по планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Знание сущности образовательных программ и их вариативности Знание содержательной характеристики учебно-методического обеспечения знаниевый
Понимание необходимости отбора и обоснования образовательной программы и учебно-методического обеспечения Знание критериев оценки правильности выбора образовательной программы и методического обеспечения ориентировочный
Умение определять возможности, потребности и достижения в планировании, организации и совершенствовании собственной корреционно-педагогической деятельности операциональный
Умение оценивать правильность выбора образовательной программы и учебно-методического обеспечения операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности студентов к решению профессиональных задач в сфере исследовательской деятельности

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании;
  2. Актуализация, конкретизация и расширение знаний студентов о сущности, характерных особенностях и требованиях к выбору и реализации методов психолого-педагогического исследования, формирование у них исследовательских умений по решению профессиональных исследовательских задач, умений обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.63 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы организации научного исследования Формирование у студентов представлений о сформировать представление об анализе и систематизации информации Студент должен знать: способы анализа и систематизации исследовательского материала
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Практические основы организации психолого-педагогического исследования Формирование знаний о методах исследования Студент должен знать:современные методы исследования
  • Методы психолого-педагогического исследования
  • Наблюдение как метод педагогического исследования
  • Опросные методы изучения педагогических проблем
  • Организация и техника проведения педагогического эксперимента
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура педагога-исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2.0 1
2 Методологические основы научного исследования Лекция 2.0 1
3 Методологические основы научного исследования Практическая работа 2.0 2
4 Организация научного исследования Практическая работа 4.0 3
5 Работа с литературными источниками Лекция 2.0 4
6 Работа с литературными источниками Семинар 2.0 4
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа 2.0 4
8 Организация научного исследования Лекция 2.0 4
9 Работа с литературными источниками Другое 2.0 5
10 Рубежный контроль Минизачет 2.0 6
11 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 7
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2.0 8
13 Методы психолого-педагогического исследования Семинар 2.0 8
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Семинар 4.0 9
15 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2.0 10
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Лекция 2.0 10
17 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар 2.0 11
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа 4.0 11
19 Опросные методы изучения педагогических проблем Вариативное задание 2.0 11
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Практическая работа 2.0 12
21 Способы представления данных педагогического исследования Конференция 3.0 13
22 Методологическая культура педагога-исследователя Конференция 2.0 14
23 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 15
24 Рубежный контроль Минизачет 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Лекция Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
3 Методологические основы научного исследования Практическая работа Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
4 Организация научного исследования Практическая работа Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Воспроизведение
5 Работа с литературными источниками Лекция Правила оформления библиографического списка работ. Узнавание
6 Работа с литературными источниками Семинар Правила оформления библиографического списка работ. Узнавание
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Воспроизведение
8 Организация научного исследования Лекция Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Воспроизведение
9 Работа с литературными источниками Другое Правила оформления библиографического списка работ. Узнавание
10 Рубежный контроль Минизачет Результаты не указаны
11 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) Результаты не указаны
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Воспроизведение
знать методы психолого-педагогического исследования Воспроизведение
13 Методы психолого-педагогического исследования Семинар Понятия «методология», «метод», «методика». Уровни методологического знания. Воспроизведение
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Воспроизведение
знать методы психолого-педагогического исследования Воспроизведение
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Семинар Наблюдение, его виды, способы фиксирования явлений. Воспроизведение
15 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа Требования к вопросам, виды анкет и способы обработки результатовСпособы обработки данных анкетирования. Воспроизведение
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Лекция Наблюдение, его виды, способы фиксирования явлений. Воспроизведение
17 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар знать виды эксперимента, требования к методике и обработке результатов Воспроизведение
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа Требования к вопросам, виды анкет и способы обработки результатовСпособы обработки данных анкетирования. Воспроизведение
19 Опросные методы изучения педагогических проблем Вариативное задание Требования к вопросам, виды анкет и способы обработки результатовСпособы обработки данных анкетирования. Воспроизведение
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Практическая работа знать виды эксперимента, требования к методике и обработке результатов Воспроизведение
21 Способы представления данных педагогического исследования Конференция знать методы качественной и количественной обработки эмпирических данных Узнавание
22 Методологическая культура педагога-исследователя Конференция знать составляющие методологической культуры педагога-исследователя. Узнавание
23 Рубежный контроль Контрольная работа Результаты не указаны
24 Рубежный контроль Минизачет Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов / И.Ф. Девятко. - М. : Университет, 2009. - 293, [2] с. - Гриф УМО.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2011. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  2. Горелов Н. А., Круглов Д. В.: Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры./ Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. Издательство: Юрайт.-2014.-290с.
  3. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  5. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  6. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  8. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  9. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - (Высшее образование: Бакалавриат) Издательство: ИНФРА-М, 2014г., Серия: Высшее образование: Бакалавриат.-349 с.
  10. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. /И.Н. Носс. Учебник для бакалавриата и магистратуры.- Издательство: Юрайт,-362 с.
  11. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  12. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  13. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  14. Тихонова Е.С., Методология и методы социологического исследования./ Е.С. Тихонова. - серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.- Academia, 2012 .- 368 с.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.2 Современные методы исследования Б-3111, 050700.62, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М1.Б.2 Современные методы исследования Б-3111, 050700.62, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.