бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 4, 2015 утверждено Sept. 27, 2015
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 24, 2015
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Sept. 25, 2015

М1.Б.2 Методология и методы научного исследования, 1 семестр

М-5131, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Образование в области безопасности жизнедеятельности), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении обра-зовательных и профессиональных задач (ОК-2) знание истории развития и современных проблем науки и образования знаниевый
умение использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач операциональный
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) умение разрабатывать программу педагогического исследования в соответствии с задачами исследования операциональный
готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7) знание методов науки, возможные ошибки их применения ориентировочный
умение выбирать методы исследования, направленные на решение проблемы исследования операциональный
способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5) умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа; умение выделить теоретическую и практическую значимость результатов исследования операциональный
способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научно-го профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3) умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования операциональный
способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) умение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование методологической культуры будущего магистра образования

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний магистров о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 33.0 ч.
Лекция 1.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 76.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 1.74 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии научного исследования Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Знание сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Общая методология научного педагогического исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы научного педагогического исследования Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция 1.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Вариативное задание 2.0 1
3 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Индивидуальная работа 1.0 1
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 2
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4.0 2
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2.0 3
7 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 2.0 3
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа 1.0 3
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа 2.0 4
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 2.0 5
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа 2.0 6
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание 2.0 6
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 7
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа 2.0 7
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 8
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 9
17 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 10
18 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание 2.0 10
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 11
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание 4.0 11
21 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 12
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 13
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание 2.0 14
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция 4.0 15
25 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 16
26 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Лекция Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Вариативное задание Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; Применение
3 Общая методология научного педагогического исследования.Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования Индивидуальная работа Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; Применение
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать аппарат исследования Применение
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать аппарат исследования Применение
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
7 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа Умение формулировать аппарат исследования Применение
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Практическая работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
17 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
18 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Применение
21 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
25 Рубежный контроль Контрольная работа Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
26 Рубежный контроль Контрольная работа Знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности: знание сущности, видов, структуры научного исследования. Воспроизведение
Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Разработка фрагмента текста научно-исследовательской работы Применение
Знание сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  4. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2011. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Горелов, Н. А., Круглов, Д. В. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст]/ Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. - Издательство: Юрайт. - 2014. - 290 с.
  4. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  6. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  8. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  9. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  10. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  11. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm

Источники

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-5071, 44.04.01, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-5071, 44.04.01, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт [Электронный ресурс] / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.