бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Dec. 10, 2012
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Jan. 22, 2013

ДПП.Ф.18 Здоровый образ жизни и его составляющие, 6 семестр

0131, 050104.00.65, Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

формировать идеологию здорового образа жизни, готовность воспитывать культуру безопасного поведения обучающихся

Задачи

  1. Формировать готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
  2. Формировать готовность использовать методы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитывать идеологию здорового образа жизни и культуру безопасного поведения

Числовые характеристики

Трудоемкость 100 ч.
Аудиторная работа 34.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 58.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.43 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Роль здорового образа жизни и факторов здоровья в обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся Формировать готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности Готов использовать методы здорового образа жизни и основ профилактики заболеваний, методы социально-психологического подхода к сохранению здоровья учащихся, владеть навыками профилактики заболеваний учащихся средствами воспитания и образовательной среды.
  • Дидактическая единица (1). Здоровье и факторы его определяющие
  • Дидактическая единица (2). Этапы формирования здоровья.
  • Дидактическая единица (3). Мониторинг здоровья
  • Дидактическая единица (4). Профилактика заболеваний
Модуль 2. Методы здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья, формировании безопасного поведения Формировать готовность использовать методы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитывать идеологию здорового образа жизни, культуру безопасного поведения и идеологии здорового образа жизни Знать принципы построения здорового образа жизни; уметь использовать методы сохранения здоровья в собственной повседневной жизни, школьной и внешкольной жизни обучающихся; быть готовыми к воспитанию идеологии здорового образа жизни учащихся.
  • Дидактическая единица (1). Физическая культура
  • Дидактическая единица (2). Значение режима дня
  • Дидактическая единица (3). Факторы, разрушающие здоровье
  • Дидактическая единица (4). Репродуктивное здоровье

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и здоровье и здоровом образе жизни Лекция 2.0 1
2 Основные понятия и здоровье и здоровом образе жизни Практическая работа 2.0 1
3 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Лекция 2.0 2
4 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Реферат 2.0 2
5 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Индивидуальная работа 2.0 2
6 Профилактика болезней как биологическая и социальная проблема Практическая работа 2.0 3
7 Этапы формирования здоровья. Мотивация и здоровье Самостоятельное изучение 2.0 3
8 Этапы формирования здоровья. Мотивация и здоровье Другое 2.0 3
9 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Лекция 2.0 4
10 Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Проблемы мониторинга здоровья Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Проблемы мониторинга здоровья Индивидуальная работа 2.0 5
12 Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Лекция 2.0 5
13 Профилактика соматических и инфекционных заболеваний Самостоятельное изучение 2.0 6
14 Профилактика соматических и инфекционных заболеваний Семинар 2.0 6
15 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 6
16 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 6
17 Физическая культура и ее оздоровительное значение Лекция 2.0 7
18 Физическая культура и ее оздоровительное значение Конференция 2.0 7
19 Режим дня и его значение в повседневной жизни. Биоритмы Лекция 2.0 8
20 Режим дня и его значение в повседневной жизни. Биоритмы Практическая работа 2.0 8
21 Факторы, разрушающие здоровье Самостоятельное изучение 2.0 9
22 Факторы, разрушающие здоровье Самостоятельное изучение 2.0 9
23 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Лекция 2.0 10
24 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Семинар 2.0 10
25 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Реферат 2.0 11
26 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Самостоятельное изучение 2.0 11
27 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Семинар 2.0 12
28 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Индивидуальная работа 2.0 12
29 Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни Самостоятельное изучение 2.0 13
30 Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни Реферат 3.5 14
31 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 14
32 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и здоровье и здоровом образе жизни Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
2 Основные понятия и здоровье и здоровом образе жизни Практическая работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
3 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
4 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Реферат Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
5 Здоровый образа жизни и обеспечение личной безопасности человека. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни Индивидуальная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
6 Профилактика болезней как биологическая и социальная проблема Практическая работа Результаты не указаны
7 Этапы формирования здоровья. Мотивация и здоровье Самостоятельное изучение Уметь разрабатывать уроки здоровья для школьников различных возрастов Творчество
8 Этапы формирования здоровья. Мотивация и здоровье Другое Уметь разрабатывать уроки здоровья для школьников различных возрастов Творчество
9 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Лекция Результаты не указаны
10 Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Проблемы мониторинга здоровья Самостоятельное изучение Уметь разрабатывать такую составляющую общей программы мониторинга здоровья учащихся, как исследование поведенческих факторов риска Творчество
11 Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Проблемы мониторинга здоровья Индивидуальная работа Уметь разрабатывать такую составляющую общей программы мониторинга здоровья учащихся, как исследование поведенческих факторов риска Творчество
12 Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Лекция Понимать современные основы профилактики заболеваний, разработанные микробиологией, иммунологией, эпидемиологией. Уметь анализировать образ жизни свой и учащихся с профилактических позиций и привычек Применение
13 Профилактика соматических и инфекционных заболеваний Самостоятельное изучение Понимать современные основы профилактики заболеваний, разработанные микробиологией, иммунологией, эпидемиологией. Уметь анализировать образ жизни свой и учащихся с профилактических позиций и привычек Применение
14 Профилактика соматических и инфекционных заболеваний Семинар Понимать современные основы профилактики заболеваний, разработанные микробиологией, иммунологией, эпидемиологией. Уметь анализировать образ жизни свой и учащихся с профилактических позиций и привычек Применение
15 Рубежный контроль Контрольная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
Уметь разрабатывать уроки здоровья для школьников различных возрастов Творчество
Уметь разрабатывать такую составляющую общей программы мониторинга здоровья учащихся, как исследование поведенческих факторов риска Творчество
16 Рубежный контроль Индивидуальная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Применение
Уметь разрабатывать уроки здоровья для школьников различных возрастов Творчество
Уметь разрабатывать такую составляющую общей программы мониторинга здоровья учащихся, как исследование поведенческих факторов риска Творчество
17 Физическая культура и ее оздоровительное значение Лекция Уметь разрабатывать оптимальные физические нагрузки для практически здоровых учащихся всех возрастов и взрослых Применение
18 Физическая культура и ее оздоровительное значение Конференция Уметь разрабатывать оптимальные физические нагрузки для практически здоровых учащихся всех возрастов и взрослых Применение
19 Режим дня и его значение в повседневной жизни. Биоритмы Лекция Уметь применять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Применение
20 Режим дня и его значение в повседневной жизни. Биоритмы Практическая работа Уметь применять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Применение
21 Факторы, разрушающие здоровье Самостоятельное изучение Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Применение
22 Факторы, разрушающие здоровье Самостоятельное изучение Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Применение
23 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Лекция Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
24 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Семинар Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
25 Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства Реферат Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
26 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Самостоятельное изучение Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
27 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Семинар Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
28 Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов Индивидуальная работа Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
29 Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни Самостоятельное изучение Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
30 Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни Реферат Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
31 Рубежный контроль Контрольная работа Уметь разрабатывать оптимальные физические нагрузки для практически здоровых учащихся всех возрастов и взрослых Применение
Уметь применять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Применение
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Применение
Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение
32 Рубежный контроль Индивидуальная работа Уметь разрабатывать оптимальные физические нагрузки для практически здоровых учащихся всех возрастов и взрослых Применение
Уметь применять научные принципы построения режима дня и знания о биологических ритмах в построении режима дня, как собственного так и обучающихся Применение
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Применение
Уметь применять знания репродуктивных аспектов сохранения здоровья для полового воспитания учащихся Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2007. - 351 с.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для студентов вузов / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: Гардарики, 2007. - 218 с.
  3. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. – 254 с.
  4. Психология здоровья: учеб. для студентов вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. – 606 с.
  5. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009. – 159 с.

Дополнительная

  1. Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта : курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Багнетова. - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - 163 с.
  2. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
  3. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактики болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. – 320 с.
  4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учеб. для студентов мед. вузов / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; под ред. Ю.П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с.

Цифровые ресурсы

  1. Здоровье и образование Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: Режим доступа: http: www.valeo.edu.ru. Дата обращения: 9.12.2012.
  2. Основы здорового образа жизни петербургского студента [Электронный ресурс]: электронная версия учебника для студ. и преподавателей / Л. П. Макаров [и др.]. - СПб., 2008. – Режим доступа: http://www.google.ru/url Дата обращения: 9.12.2012.
  3. Основы микробиологии и эпидемиологии [Электронный ресурс]: электронная версия учебника для студ. и преподавателей http: // collegemicrob. narod.ru / microbilogy / Дата обращения: 9.12.2012.
  4. Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]: www.neklib.kubannet.ru/index. Дата обращения: 10.12.2012.

Источники

Учебно-методические материалы