бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа*

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
Д.В. Ларкович декан факультета

В.2.2 Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, 5 семестр

Б-2041, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Иностранный язык), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
И.Г. Адюкова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-10 - владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников иметь опыт использования знаний иностранного языка для получения и оценивания профессиональной информации из зарубежных источников опыт
ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны знать нормативно-правовые документы, обеспечивающие соблюдение информационной безопасности; нормы авторского права знаниевый
знать основные требования информационной безопасности знаниевый
знать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества знаниевый
знать основные виды угроз и методы защиты информационной безопасности ориентировочный
владеть практическими умениями и навыками работы с базовыми программными методами защиты информации операциональный
ОК-8 - готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации знаниевый
уметь оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учётом решаемых профессиональных задач ориентировочный
владеть навыками работы с компьютером операциональный
иметь опыт использования информационных технологий для решения профессиональных задач опыт
ОК-9 - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях знать основы функционирования глобальной компьютерной сети Интернет знаниевый
владеть практическими умениями и навыками выполнения различных видов работ профессионального назначения в глобальной компьютерной сети операциональный
владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); операциональный
иметь опыт поиска информации профессионального назначения в компьютерных сетях опыт
ОПК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности знать особенности профессиональной деятельности учителя знаниевый
владеть навыками профессиональной деятельности с использованием ИКТ ориентировочный
ПК-2 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения знать основные методики и технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса знаниевый
знать требования, предъявляемые к выбору критериев для оценивания качества образовательного процесса знаниевый
уметь целесообразно выбирать информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач ориентировочный
владеть современными методиками диагностики и оценивания качества образовательного процесса операциональный
уметь использовать прикладное программное обеспечение для решения типовых задач профессиональной деятельности операциональный
иметь опыт использования информационных технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса опыт
ПК-4 - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса знать теоретические положения, характеризующие образовательную среду, в том числе информационную знаниевый
уметь определять возможности образовательной среды с использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения ориентировочный
уметь целесообразно подбирать информационные технологии для решения конкретной задачи ориентировочный
владеть навыками создания образовательной среды, обеспечивающей качество учебно-воспитательного процесса операциональный
имееть опыт реализации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса с учетом профессиональных интересов (телеконференции, вебинары, электронная переписка и т.д.) опыт
ПК-8 - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий знать возможности современных ИКТ для разработки и реализации культурно-просветительских программ знаниевый
уметь планировать использование ИКТ при разработке и реализации культурно-просветительских программ; операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование компетентности студента по применению средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в будущей профессиональной деятельности

Задачи

  1. формирование теоретических основ в области информатизации современного образования
  2. формирование практических умений и навыков по использованию современных ИКТ в профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 2,75 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Информатизация образования формирование теоретических основ и практических умений в области информатизации современного образования понимание студентами целей, задач, этапов, механизмов, перспектив процесса информатизации образования, возможностей использования ИКТ в уебном процессе
  • Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования
  • Цели и задачи использования ИиКТ в образовании
  • ИиКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • ИиКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
Использование ИТ в профессиональной педагогической деятельности развитие умений практического использования ИТ в профессиональной деятельности работника образования уметь эффективно и обоснованно применять ИиКТ в учебном процессе; планировать образовательный процесс с учетом возможностей современных ИиКТ
  • ИиКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Методические аспекты использования ИКТ в учебном процессе
  • Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения
  • Базовые методы защиты информации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция 2,0 1
2 Цели и задачи использования ИиКТ в образовании Лекция 2,0 1
3 ИТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция 2,0 2
4 ИТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция 2,0 3
5 Современные ИКТ в деятельности педагога Самостоятельное изучение 2,0 3
6 Современные ИКТ в деятельности педагога Семинар 2,0 3
7 ИТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция 2,0 4
8 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция 2,0 5
9 Рубежный контроль по модулю 1 Другое 2,0 6
10 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 1,0 6
11 Поиск информации образовательного назначения в сети Интернет Практическая работа 2,0 7
12 Технология обработки текстовой информации Практическая работа 2,0 7
13 Технология обработки текстовой информации Практическая работа 2,0 8
14 Технология обработки текстовой информации Индивидуальная работа 2,0 8
15 Технология обработки табличной информации Практическая работа 2,0 9
16 Технология обработки табличной информации Практическая работа 2,0 9
17 Технология обработки табличной информации Практическая работа 2,0 10
18 Технология обработки табличной информации Индивидуальная работа 2,0 10
19 Технология мультимедиа Самостоятельное изучение 3,0 10
20 Настольно издательские системы Практическая работа 2,0 11
21 Создание сайта образовательного учреждения Практическая работа 2,0 11
22 Создание сайта образовательного учреждения Самостоятельное изучение 2,0 11
23 Создание сайта образовательного учреждения Индивидуальная работа 2,0 11
24 Создание теста педагогического назначения Практическая работа 2,0 12
25 Создание теста педагогического назначения Другое 2,0 13
26 Создание учебного видео Практическая работа 2,0 13
27 Создание учебного видео Другое 2,0 14
28 Создание учебного видео Индивидуальная работа 2,0 14
29 Учебное проектирование с использованием ИТ Самостоятельное изучение 3,0 15
30 Защита информации в компьютерных сетях Самостоятельное изучение 2,0 15
31 Защита информации в компьютерных сетях Семинар 2,0 15
32 Рубежный контроль по модулю 2 Другое 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия и определения предметной области Лекция знать определения понятий: информатизация общества, информационное общество, образовательное пространство, информационная образовательная среда Воспроизведение
знать средства информатизации общества, этапы становления информационного общества Воспроизведение
знать виды и факторы информатизации общества Воспроизведение
знать ФЗ, регулирующие процесс информатизации общества Воспроизведение
знать определения понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
знать основные этапы процесса информатизации образования; положительные и отрицательные аспекты информатизации образования Воспроизведение
знать средства информатизации образования Воспроизведение
знать влияние информатизации образования на функционирование учебного процесса Воспроизведение
знать федеральные проекты и ресурсы информатизации образования Воспроизведение
2 Цели и задачи использования ИиКТ в образовании Лекция знать сущность понятия ИиКТ, их виды и этапы развития Воспроизведение
знать основные классификации ИиКТ Воспроизведение
знать цели и задачи использования ИиКТ в образовании Воспроизведение
3 ИТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения Лекция знать сущность понятия информационная модель обучения; информационно-деятельностная модель обучения Воспроизведение
знать определения понятий: компьютерные технологии, педагогические технологии, информационная модель Воспроизведение
4 ИТ в активации познавательной деятельности учащихся Лекция знать способы реализации активных методов обучения с использованием средств ИКТ Воспроизведение
знать сущность понятий: электронная почта, чат, телеконференция, учебный проект Воспроизведение
знать типологию, структуру и основные этапы проведения телеконференций образовательного и учебного назначения Воспроизведение
знать назначение и виды телеконференций и проектов образовательного и учебного назначения Воспроизведение
5 Современные ИКТ в деятельности педагога Самостоятельное изучение знать сущность и основные особенности современных ИТ обучения (дистанционные, интернет-технологии, кейсовые, телевезионно-спутниковые) Воспроизведение
иметь представление о возможностях использования smart-технологий в учебном процессе Воспроизведение
знать сущность понятия и основные возможности сервисов WEB 2.0 Воспроизведение
6 Современные ИКТ в деятельности педагога Семинар знать сущность и основные особенности современных ИТ обучения (дистанционные, интернет-технологии, кейсовые, телевезионно-спутниковые) Воспроизведение
иметь представление о возможностях использования smart-технологий в учебном процессе Воспроизведение
знать сущность понятия и основные возможности сервисов WEB 2.0 Воспроизведение
7 ИТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Лекция знать основные принципы разработки и использования тестов в учебном процессе Воспроизведение
знать типы компьютерных тестов, основные формы тестовых заданий Воспроизведение
знать сущность понятия, основные подходы, характеристики, виды, элементы и этапы педагогического мониторинга Воспроизведение
8 Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Лекция знать сущность понятий: ЭСУН ,ЭМУН (электронные материалы), образовательное электронное издание Воспроизведение
знать классификацию электронных средств учебного назначения Воспроизведение
знать основные методы анализа и оценки качества электронных средств учебного назначения Воспроизведение
знать сущность, основные требования и компоненты комплексной экспертизы электронных средств учебного назначения и результатов проектной деятельности Воспроизведение
9 Рубежный контроль по модулю 1 Другое знать определения понятий: информатизация общества, информационное общество, образовательное пространство, информационная образовательная среда Воспроизведение
знать виды и факторы информатизации общества Воспроизведение
знать определения понятий: информатизация образования, образовательное пространство,информационная образовательная среда (ИОС) Воспроизведение
знать основные этапы процесса информатизации образования; положительные и отрицательные аспекты информатизации образования Воспроизведение
знать средства информатизации образования Воспроизведение
знать федеральные проекты и ресурсы информатизации образования Воспроизведение
знать цели и задачи использования ИиКТ в образовании Воспроизведение
знать классификацию электронных средств учебного назначения Воспроизведение
10 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
11 Поиск информации образовательного назначения в сети Интернет Практическая работа уметь осуществлять поиск и отбирать информацию в сети Интернет Применение
ознакомиться с образовательными сайтами Применение
12 Технология обработки текстовой информации Практическая работа владеть практическими навыками работы в текстовом процессоре Применение
уметь осуществлять обработку информации образовательного назначения на основе использования текстового процессора Применение
13 Технология обработки текстовой информации Практическая работа владеть практическими навыками работы в текстовом процессоре Применение
уметь рационально использовать функциональные возможности текстового процессора при подготовке документа сложной структуры Применение
14 Технология обработки текстовой информации Индивидуальная работа владеть практическими навыками работы в текстовом процессоре Применение
15 Технология обработки табличной информации Практическая работа владеть практическими навыками работы в табличном процессоре Применение
уметь осуществлять обработку информации образовательного назначения на основе использования табличного процессора Применение
16 Технология обработки табличной информации Практическая работа владеть практическими навыками работы в табличном процессоре Применение
уметь рационально использовать функциональные возможности табличного процессора при подготовке сложных таблиц и автоматизации расчётов Применение
17 Технология обработки табличной информации Практическая работа владеть практическими навыками работы в табличном процессоре Применение
уметь проводить статистическую обработку результатов педагогических измерений средствами табличного процессора Применение
18 Технология обработки табличной информации Индивидуальная работа владеть практическими навыками работы в табличном процессоре Применение
19 Технология мультимедиа Самостоятельное изучение знать основные требования и рекомендации к разработке мультимедийных презентаций Воспроизведение
владеть практическими навыками эффективной работы в программе подготовки мультимедийных презентаций Применение
20 Настольно издательские системы Практическая работа уметь использовать настольно издательскую систему при разработке сложного документа информационной поддержки образовательного процесса Творчество
21 Создание сайта образовательного учреждения Практическая работа уметь создавать сайт образовательного назначения с помощью on-line конструкторов Применение
22 Создание сайта образовательного учреждения Самостоятельное изучение уметь создавать сайт образовательного назначения с помощью on-line конструкторов Применение
иметь представление о различных on-line конструкторах по созданию сайта Узнавание
23 Создание сайта образовательного учреждения Индивидуальная работа уметь создавать сайт образовательного назначения с помощью on-line конструкторов Применение
24 Создание теста педагогического назначения Практическая работа знать типы компьютерных тестов, основные формы тестовых заданий Воспроизведение
уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах Применение
25 Создание теста педагогического назначения Другое уметь разрабатывать тесты для системы контроля в различных программных средствах Применение
уметь сформулировать тесты для системы контроля Творчество
26 Создание учебного видео Практическая работа знать сущность, основные особенности и этапы разработки обучающего видео Применение
уметь разрабатывать учебное видео на основе использования инструментария видео-редактора Творчество
27 Создание учебного видео Другое знать сущность, основные особенности и этапы разработки обучающего видео Применение
уметь разрабатывать учебное видео на основе использования инструментария видео-редактора Творчество
28 Создание учебного видео Индивидуальная работа уметь разрабатывать учебное видео на основе использования инструментария видео-редактора Творчество
29 Учебное проектирование с использованием ИТ Самостоятельное изучение уметь планировать применение мультимедиа как средство реализации активных методов обучения Применение
уметь проводить сравнительный анализ результатов тестирования учащихся Применение
уметь планировать обучение с использованием проектного метода Творчество
30 Защита информации в компьютерных сетях Самостоятельное изучение знать основные понятия, механизмы, угрозы, критерии оценки и юридические основы информационной безопасности Воспроизведение
иметь представление о содержании закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Воспроизведение
31 Защита информации в компьютерных сетях Семинар знать основные методы реализации угроз информационной безопасности Воспроизведение
знать сущность, основные принципы и классификацию криптографических методов защиты информации Воспроизведение
знать основные способы защиты персональных данных Воспроизведение
32 Рубежный контроль по модулю 2 Другое уметь формулировать цели и задачи использования ИКТ в учебном процессе и конкретном учебном мероприятии Применение
уметь применять различные программные средства в учебном процессе Применение
уметь представить результат проектной деятельности посредством мультимедийной презентации Творчество

Литература

Основная

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. — 189 с.
  2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 308 с.
  3. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс]: / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 320 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=430429. - Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Гафурова Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практикум. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю.Чурилова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 181 с.: Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=441409. - Загл. с экрана.
  2. Горячев А. Практикум по информационным технологиям / А. Горячев, Ю. Шафрин. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 272 с.
  3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 330 с.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Ланюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  5. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения направления подготовки 050000 Образование и педагогика / авт. сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 111 с.
  6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 164 с.
  7. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: [учеб. пособие]: в 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий / Ю.А. Шафрин; худож. Н. Лозинская. - М.: БИНОМ [и др.], 2002. - 320 с.
  8. Шишов О.В. Современные технологии и технические средства информатизации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Сервис" / О.В. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 460, [2] c.

Цифровые ресурсы

  1. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник.- Режим доступа: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=71&displayMode=1
  2. Гриншкун В.В., Заславская, О.Ю., Корнилов В.С., Баженова С.А. Информационные технологии в образовании. Методическое пособие. - Режим доступа: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=71&displayMode=1
  3. Дударенко Н.А., Лямин А. В. Компьютерные сети и Интернет. Практикум. Электронный учебник по дисциплине: "Информатика". - Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=7
  4. Институт Новых Технологий Образования. - Режим доступа: http://www.int-edu.ru/
  5. Методические материалы программы Интел «Обучение для будущего». - Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/index_student.php
  6. Савченко Н. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [образовательное электронное Интернет-издание для педагогов] / Н. А. Савченко. - Ин-т дистанц-го образ-я Российского ун-та дружбы народов, 2006. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/

Источники

  1. ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/
  2. ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б2.Б.1 Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Образование в области иностранного языка» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б2.Б.1 Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Образование в области иностранного языка» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. И.Г. Адюкова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.