бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 24 сентября 2015 г. утверждено 28 января 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 15 октября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 16 октября 2015 г.

М2.В.ОД.9 Организация инновационной методической деятельности в ДОУ, 1 семестр

М-5061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к разработке и организации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8) Знать способы разработки и внедрения продуктов инновационной методической деятельности знаниевый
Владеть способами разработки парциальных образовательных программ, проектов, обобщения педагогического опыта и др. ориентировочный
Иметь опыт анализа продуктов инновационной методической деятельности операциональный
Уметь анализировать и разрабатывать продукты инновационной методической деятельности операциональный
Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9) Знать сущность инноваций и нововведений, способы систематизации и обобщения и распространения методического опыта знаниевый
Владеть способами обобщения, ситематизации и распространения методического опыта в профессиональной сфере ориентировочный
Уметь изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности операциональный
Иметь опыт анализа программ инновационной деятельности и Программ развития дошкольного учреждения опыт
Готовность организовать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно - экспериментальной работы (ПК-12) Знать содержание и способы организации различных форм инновационной методической деятельности с коллективом образовательной организации знаниевый
Владеть способами организацииразличных форм инновационной метедической деятельности в дошкольной образовательной организации ориентировочный
Уметь планировать и организовывать различные формы инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации операциональный
Иметь опыт планирования различных форм инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у будущих магистров дошкольного образования готовности к управлению инновационной методической деятельностью в дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. Сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности, её принципах, факторах, готовность планировать формы инновационной методической деятельнос ти
  2. сформировать готовность анализировать программу развития дошкольной организации, образовательные программы, разрабатывать и защищать творческие проекты, организовывать опытно - экспериментальную деятельность*
  3. сформировать представление об этапах разработки и проектирования новшества, способах методического и психологического сопровождения инновационных процессов в дошкольной организации, способность проектировать модель инновационной деятельности;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 22,0 ч. (20,37%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 86,0 ч. (79,63%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 4,0 ч.
Часов в неделю 1,16 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Инновационная методическая деятельность дошкольной организации как направление методической работы сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности в дошкольной организации, готовностьт планировать методическую работу с педагогами образовательной организации с использованием инновационных форм; Знать сущность инновации, инновационной методической деятельности, принципы её организации, факторы и условия повышения эффективности инновационной методической деятельности.Классифицировать формы инновационной методической деятельности,уметь разрабатыва и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности
  • Сушность понятий "инновация", "инновационная методическая деятельность"
  • Принципы развития инновационной методической деятельности.Факторы и условия повышения её эффективности
  • Классификация форм инновационной методической работы, алгоритм их отбора
Содержание инновационной методической деятельности в дошкольной организации сформировать готовность к организации опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации, способность анализировать программу развития, образовательные программы, разрабатывать и защищать творческие проекты Овладение технологией разработки и анализа программы развития, образовательных программ, проектов,определение перспективных направлений и разработка программы опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации
  • Организация опытно - экспериментальной работыв дошкольной организации
  • Руководство разработкой авторских образовательных программ. Обобщение и презентация опыта работы. Разработка проектов
Управление инновационной методической деятельностью. Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации. сформировать готовность проектировать модель инновационной деятельности дошкольной организации, осуществлять методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в педагогическом коллективе Представление об этапах разработки и проектирования новшества, способах методического и психологического сопровождения инновационных процессов .Диагностика развития инновационного потенциала педагогического коллектива, проектирование модели инновационной деятельности дошкольной организации.
  • Формирование и развитие системы управления дошкольной организацией в режиме внедрения инноваций
  • Создание условий для формирования и развития инновационных процессов в дошкольной организации
  • Информирование и сопровождение коллектива в ходе опытно - экспериментальной работы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция 2,0 1
2 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Индивидуальная работа 2,0 1
3 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Практическая работа 2,0 2
4 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение 3,0 2
5 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция 2,0 3
6 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат 4,0 3
7 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Индивидуальная работа 2,0 3
8 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое 2,0 4
9 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 4
10 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Вариативное задание 2,0 4
11 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Лекция 2,0 5
12 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа 2,0 6
13 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 6
14 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа 2,0 7
15 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция 2,0 8
16 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение 4,0 8
17 Разработка и защита творческих проектов Минизачет 2,0 9
18 Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение 4,0 9
19 Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа 2,0 9
20 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Коллоквиум 2,0 10
21 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 10
22 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 11
23 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа 2,0 11
24 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа 2,0 12
25 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 12
26 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Реферат 4,0 13
27 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Минизачет 2,0 13
28 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция Определять сущность инновационной методической деятельности Узнавание
Давать сравнительную характеристику методической и инновационной методической деятельности Воспроизведение
Называть принципы инновационной методической деятельности Узнавание
Называть факторы развития инновационной методической деятельности Узнавание
Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Воспроизведение
2 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Индивидуальная работа Называть стадии инновационного процесса Узнавание
Называть стадии разработки и проектирования новшества Узнавание
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Применение
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение
3 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Практическая работа Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
4 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Воспроизведение
Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
5 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
6 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
7 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Индивидуальная работа Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
8 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
9 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение Называть классификации форм инновационной методической деятельности Узнавание
Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
10 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Вариативное задание Характеризовать формы инновационной методической работы в дошкольной организации Воспроизведение
11 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Лекция Перечислять направления опытно - экспериментальной работы тв дошкольной организации. Узнавание
Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
12 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
Осуществлять планирование эксперимента Применение
13 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение Перечислять направления опытно - экспериментальной работы тв дошкольной организации. Узнавание
Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
Осуществлять планирование эксперимента Применение
14 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
Определение технологии подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Воспроизведение
Определение технологии разработки пректов Воспроизведение
15 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
Определение технологии подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Воспроизведение
Определение технологии разработки пректов Воспроизведение
16 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
17 Разработка и защита творческих проектов Минизачет Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
Определение технологии подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Воспроизведение
Определение технологии разработки пректов Воспроизведение
Определение критериев оценки проектов Применение
18 Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
Определение технологии подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Воспроизведение
Определение технологии разработки пректов Воспроизведение
Определение критериев оценки проектов Применение
19 Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Применение
Определение технологии подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Воспроизведение
Определение технологии разработки пректов Воспроизведение
Определение критериев оценки проектов Применение
20 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Коллоквиум Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение
Определять факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов Узнавание
21 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение
Определять факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов Узнавание
22 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение Называть стадии инновационного процесса Узнавание
Называть стадии разработки и проектирования новшества Узнавание
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Применение
23 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа Называть стадии разработки и проектирования новшества Узнавание
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Применение
24 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
25 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
26 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Реферат Называть стадии инновационного процесса Узнавание
Называть стадии разработки и проектирования новшества Узнавание
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Применение
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение
27 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Минизачет Называть стадии инновационного процесса Узнавание
Называть стадии разработки и проектирования новшества Узнавание
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Применение
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Воспроизведение
Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение
28 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение Подбирать материалы для диагностикии прогнозировать развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Применение
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2012. - 510, [1] с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Гриф МО. - 90 экз.
  2. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]/ Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - М. : Прометей, 2012. - 158 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211711 –Загл. с экрана
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 464 с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.-30 экз.
  4. Крулехт, В.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Крулехт ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 137 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272170 –Загл. с экрана
  5. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Абашина Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования: Учебное пособие. – Сургут, РИО СурГПУ, 2008. – 250 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  3. Герасимова,Н Технология разработки проектов (программ) инновационного развития образовательных организаций. [Электронный ресурс] /Педагогическое образование и наука.-2013.-№4– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/77046487.pdf
  4. Деркунская В.А. Максимова С.И. Обобщение и представление педагогического опыта: советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- 92 – 110.
  5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 176 с. - (Профессионализм педагога). - Гриф УМО.
  6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании :пособие для педагогов дошк. учреждений / [Т.В.Волосовец и др.] ; под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 141, [3] с.
  7. Кузнецова Е.В. Конкурсная среда как условие совершенствования профессиональной компетентности педагога. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- С. 96 – 101.
  8. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования /Сургутский государственный педагогический университет; - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011. -160 с.
  9. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления иннвоационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 96 С.
  10. Пудинова, А.С., Шепилова,Н.А.. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. [Электронный ресурс]/ Международный журнал экспериментального образования.-2014.-№7. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/download/10529763.pdf
  11. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- № 4. -2009.
  12. Ривкин, Е. Ю. Самоаудит как основа управления методической деятельностью : [пособие] / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2014. - 188, [1] с. : табл. - (Федеральные государственные образовательные стандарты : ФГОС) (Управление образовательным процессом). - На обл. авт. не указан. - Гриф МО.
  13. Фалюшина Л.Н. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 144 с.
  14. Штейкляйн С.Н., Хабарова Т.В. Деятельность дошкольных образовательных учреждений – пилотных площадок Института развития образования. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- С. 18-25.
  15. Яковлева Г.В. Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, № 4 , 2009.
  16. Яковлева Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.
  17. Яковлева Г.В. Концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Вестник Челябинского государственного университета, 2012, № 19 (273).
  18. Яковлева Г.В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Цифровые ресурсы

  1. Инновации в Дошкольном образовании http://www.emc.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=230
  2. Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы www.tiuu.ru/upload/dobavka2.

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОУ. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»:М-5061 / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОУ. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»:М-5061 / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.