бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 21 сентября 2015 г. утверждено 27 сентября 2015 г.
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 22 сентября 2015 г.
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано 26 сентября 2015 г.

М1.Б.3 Методология и технология психолого-педагогического исследования, 1 семестр

М-4071, 44.04.01, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) знание требований, предъявляемых к организации и реализации психолого-педагогического исследования знаниевый
владение схемой проектирования этапов психолого-педагогического исследования ориентировочный
умение проектировать методы психолого-педагогического исследования операциональный
Умение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления операциональный

Цели изучения дисциплины

развитие исследовательских компетенций у будущих магистров педагогического образования

Задачи

  1. Сформировать понятия о методологических основах психолого-педагогического исследования
  2. Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов экспериментальной деятельности в психолого-педагогическом исследовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 20,0 ч. (27,78%)
Контроль самостоятельной работы 0 ч.
Самостоятельная работа студента 52,0 ч. (72,22%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,0 ч. из 0,5 ч.
Часов в неделю 1,25 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Специфика психолого-педагогического исследования Сформировать знания о методологических основах психолого-педагогического исследования знание требований, предъявляемых к организации и реализации психолого-педагогического исследования; уУмение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления
  • Система образования РФ
  • Методология педагогики как наука
Выбор методов психолого-педагогического исследования Сформировать умения использования теоретических и эмпирических методов исследования в профессиональной деятельности знание требований, предъявляемых к организации и реализации психолого-педагогического исследования владение схемой проектирования этапов психолого-педагогического исследования умение формулировать противоречие, проблемы профессионального и личностного развития и определять пути их преодоления умение проектировать методы психолого-педагогического исследования
  • Методы психолого-педагогических исследований
  • Проектирование психолого-педагогического исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар 4,0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 2,0 2
4 Методологические подходы к организации педагогических исследований Семинар 4,0 3
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 2,0 4
6 Теоретические методы исследования Семинар 2,0 5
7 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 5
8 Эмпирические методы исследования Семинар 4,0 6
9 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 2,0 7
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 2,0 7
11 Методология психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 8
12 Методология психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 9
13 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар 4,0 10
14 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 4,0 11
15 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа 1,0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар Умение определять основные тенденции развития современной системы образования в РФ Применение
умение обосновывать актуальные направления организации научного исследования в соотвествии с изменениями в системе образования Применение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Воспроизведение
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение знание основных направлений реформирования современной системы образования Воспроизведение
4 Методологические подходы к организации педагогических исследований Семинар Сформированность знаний об основных положениях методологии педагогики, функциях и уровнях методологии, методологических подходах, источниках методологического обеспечения Воспроизведение
знание структуры методологии педагогики Воспроизведение
умение обосновывать характерные черты различных видов научных исследований Применение
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание источников методологического обеспечения в научном исследовании Воспроизведение
знание содержания основных понятий методологии педагогики Воспроизведение
6 Теоретические методы исследования Семинар Сформированность умений выбора научных методов исходя из этапов организации психолого-педагогического иследования Применение
7 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах исследования Воспроизведение
8 Эмпирические методы исследования Семинар умение разрабатывать содержание эмпирических методов психолго-педагогического исследования Применение
9 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов исследования Воспроизведение
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение владение схемой обоснованного выбора методов эмпирического исследования Применение
11 Методология психолого-педагогического исследования Семинар Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования, проектировать программу исследования на основе выбора методов исследования Применение
12 Методология психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Узнавание
13 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар знание основных требований, предъявляемых к научному стилю изложения результатов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
14 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
15 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина . - М.: Флинта, 2011. – 204 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=93458.- Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  4. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  5. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  6. Климкина, Е.В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие / Е.В. Климкина; Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М.: [Рос. гос. гуманитар. ун-т], 2008. – 210, [2] с.
  7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  8. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  9. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогичесакие диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2011. № 3. – С. 69-83.
  11. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm
  5. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Методология и технология педагогического исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр» (Профиль «Историческое образование» Магистерская программа «Современные проблемы истории и исторического образования», зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа М 1. Б. 3. Методология и технология психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр» (Профиль «Историческое образование» Магистерская программа «Современные проблемы истории и исторического образования», зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.